Проверка связи...

Об услугах связи

Похоже, что ликвидация одной из крупнейших монополий — на оказание услуг электросвязи — вопрос не такого уж и далекого времени. Речь, конечно, не идет об упразднении «Белтелекома». Суть предложенных Минсвязи изменений в законодательство в том, чтобы расчистить рынок для прихода новых игроков.


Что бывает с возникновением конкуренции, все мы хорошо усвоили после появления у нас второго мобильного оператора стандарта GSM. На первом этапе борьбы за клиента компании схлестнулись в битве тарифами. В итоге мобильник довольно быстро превратился из аксессуара, подчеркивающего достаток, в массовое средство связи. Дальше конкуренты напрягли фантазию и стали наперегонки предлагать всевозможные дополнительные услуги. Приятные мелочи от SMS до GPRS и прочих прелестей, которыми большинство абонентов пользуется не так уж и часто. Но мысль, что все эти хайтек–диковины для тебя любимого, — согревает.


Представил свой почтовый ящик, набитый рекламными предложениями разных фирм об установке телефона. Проблема действительно актуальна. В местном предприятии связи сообщили, что новостройка, в которую я переехал, еще «некабелирована». Надо подождать. Жду. А будь у нас несколько организаций, предоставляющих телефонную связь? Наверняка тянули бы меня каждая в свою сторону еще до переезда.


В общем, польза от демонополизации рынка, кажется, должна быть очевидной. Но... Ситуация такова, что прежде чем конкуренты сойдутся в борьбе за клиента, массовые услуги связи могут изрядно подорожать. Дело в том, что единственный оператор «Белтелеком» сегодня компенсирует затраты на убыточные телефонные переговоры внутри страны (особенно на селе) более дорогими услугами международной связи и передачи данных (Интернет). В пресс–службе предприятия сообщили, что некоторые тарифы отстают от себестоимости в 2 — 3 раза. Правда, информации о том, насколько дороже себестоимости тот же Интернет, найти не удалось.


В свое время был принят специальный план «ребалансировки» тарифов на 2006 — 2008 годы. Но он не реализован. В противном случае минута телефонного разговора между городами в пределах страны сегодня стоила бы не 43,9 рубля, а все 100. А то и 120. С таким раскладом разговоры по мобильнику могли бы для кошелька оказаться полезнее. Да и цена местных переговоров в 8,61 рубля при тройном увеличении приблизилась бы к уровню некоторых тарифных планов мобильных операторов.


Но если последствия могут быть столь неприятными для клиентов, к чему городить огород? Но это — необходимость. Демонополизация — одно из условий вступления страны во Всемирную торговую организацию. Если сегодня бросить клич среди потенциальных инвесторов на организацию дорогой международной связи, к гадалке не ходи — отбоя не будет. Но на внутренний рынок с убыточными тарифами кто пойдет? Ситуация напоминает ту, которая сложилась в ЖКХ. Хорошо бы привлечь в эту сферу частника. Конкуренция подняла бы качество услуг. Но он не идет. Нынешний уровень тарифов коммерчески неинтересен. Установить прибыльные — значит не найти клиента. Из дешевых государственных ЖЭСов никто не уйдет. А повышать расценки полностью по всей стране тоже не выход.


Словом, над проблемой демонополизации рынка связи изрядно предстоит поломать голову Правительству. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно–энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Анатолий Павлович замечает, что предложения Минсвязи об изменениях в Законе «Об электросвязи» еще не означают, что парламентарии сразу примутся по ним работать. Министерство права законодательной инициативы не имеет. Только через Совмин. А там уж будут считать. От расширения выбора потребитель, безусловно, выиграет. Но как это сделать без ущерба для его кошелька? К тому же есть и еще одна сторона проблемы. Резкий рост тарифов на связь неизбежно скажется на инфляции. А ее годовой прогноз и без того достаточно жесткий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter