Проверка на жадность?

Экономисты считают, что цены в магазинах и на рынках выросли необоснованно. У предпринимателей – свои аргументы. Корреспондент «НГ» стал участником рейда по проверке цен на одном из столичных рынковПервым о необоснованно высоких ценах заговорило Министерство экономики, а позавчера о трудностях ценовой ситуации на потребительском рынке доложил Президенту страны премьер-министр Сергей Сидорский. Александр Лукашенко дал команду проверить правильность формирования цен, в связи с чем на 10 дней разрешил точечную проверку рынков и магазинов (в канун Нового года Президент приостановил все проверки до вступления в силу специального указа). В одном из таких рейдов с сотрудниками Министерства экономики побывал корреспондент «НГ».

– Вы нам поможете! – огорошил главный экономист Управления контроля за соблюдением цен Алексей Олейник. – Я подойду к одной точке, вы – к другой. Скажете, что идет проверка, и попросите продавцов написать на бумажке цены на помидоры, бананы, капусту, яблоки, мандарины, апельсины, картофель – на все овощи и фрукты, которые пользуются повышенным спросом у потребителей. А потом сравним их с теми, что указаны в накладных.
В Беларуси продавцы могут устанавливать максимальную надбавку на товары в размере 30 процентов, а на социально значимые товары – всего 15. Выходить за эти рамки нельзя.

Подходим к фруктовому ряду. Большая часть товара лежит на прилавках вообще без ценников. Проверяющий спрашивает у одной из продавщиц, почем капуста. Мингорисполком установил на “белокочанную” (впрочем, как и на прочую плодоовощную продукцию урожая 2008 года) максимальную цену в размере 1280 рублей за килограмм. Девушка тут же отвечает — полторы тысячи. Но узнает, что идет проверка, оценивает свой товар... в 960 рублей! Аналогичную ситуацию довелось наблюдать и возле другой точки. Сначала там за кило бананов просили четыре тысячи рублей (такая стоимость была указана в ценнике на прилавке), но потом продавщица убеждала, что продает на четыреста рублей дешевле, что новый ценник она еще не успела написать.
— Это обычная ситуация при проверках, — говорит работник министерства, — иногда продавщицы вовсе убегают, оставляя лотки без присмотра. Очень часто бывает и так, что в реестре розничных цен написана одна цифра, а на прилавке фигурирует другая. Хотя они должны быть одинаковыми.
Мы заглянули в реестр цен одной из точек. Отпускная цена на помидоры там указана 7190 рулей за килограмм, а на прилавке они стоят 9500. Килограмм перца должен отпускаться за 11,5 тысячи, но за него просят на пять тысяч больше! Почему — продавщицы объяснить не могут.
— Ну что вы над нами издеваетесь! — возмущается одна из девушек. — Может, как-то договоримся?
Почему-то продавцы сразу заняли оборонительную позицию, решив, что только и именно они виноваты. Алексей Олейник предложил им посмотреть на ситуацию с другой стороны:
— Я сам до девальвации получал пятьсот долларов, а теперь получаю четыреста. Почему я должен платить за товары больше, чем мог бы? Вы “накрутили”, продавцы рыбы — тоже. И что получается?..
Между тем продавщицы не похожи на злостных “хапуг”. Хозяева палаток, которые подтянулись в самый разгар проверки, тоже простые люди, которые сами зарабатывают себе на жизнь и помогают сделать это другим.
— У меня на рынке два торговых места, — рассказывает одна из них. — Месячный оборот — 18 миллионов рублей. Максимально разрешенная прибыль, которую я могу получить по закону, три миллиона рублей. Из них 1,7 миллиона уходит на аренду, 250 тысяч — на коммуналку, а еще я должна заплатить трем продавцам... Закупочные цены из-за девальвации рубля повысились, аренда, которую мы платим в евро, — тоже. Большинство овощей и фруктов подпадает под категорию социально значимых товаров. Объясните, как я могу за счет 15-процентной наценки покрывать все расходы? А ведь фрукты и овощи — скоропортящийся продукт, и мне никто не позволяет заложить в надбавку процент на списание. А вот на бакалею, которая не портится (крупы, мука), надбавка почему-то составляет 30 процентов!
Все проверенные торговые точки пришлют в Министерство экономики свои накладные, где их сравнят с теми ценами, что были указаны на прилавках. После анализа и будет подсчитано число нарушений (а они точно будут). Самым рьяным нарушителям грозит штраф в размере до 40 базовых величин. Проверки продлятся еще неделю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter