Отказ Польши от политики добрососедства: причины и последствия

Проверка на разрыв

Дипломат — лицо неприкосновенное. Однако рамки дипломатического этикета никто и никогда не отменял. Равно как и требования Венской конвенции о дипломатических сношениях, 60‑летие которой мы отметим 18 апреля. Ее статья 41 четко предписывает: «Без ущерба для их привилегий и иммунитетов все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства». Увы, на практике картина порой иная.

Дипломатический кегельбан

Отношения нашей страны и Польши долгие годы были далеки от идеальных. И отнюдь не по вине белорусской стороны. Непрекращающиеся попытки Минска наладить дружественное и обоюдовыгодное взаимодействие с Варшавой раз за разом спотыкались о те или иные демарши со стороны нашей западной соседки. В 2020 году позиция Польши стала откровенно вызывающей — резкие заявления МИД, странные военные телодвижения у границы, активизация антибелорусских медиа с территории Польши. А в нынешнем году и вовсе стала выходить за рамки приемлемого.


Марш в честь «проклятых солдат» в Гайновке. И их сомнительный «герой» Райс-Бурый

28 февраля в Бресте с участием польского консула и представителей связанных с Польшей неправительственных и молодежных организаций прошло неофициальное мероприятие, посвященное «дню проклятых солдат» — чествованию банды Ромуальда Райса (Бурого), уничтожавшей уже в послевоенной Польше деревни и их мирных жителей.

9 марта наш МИД предложил пану консулу покинуть Беларусь — в связи с грубым нарушением Венской конвенции. И конфликт, в принципе, мог бы быть исчерпанным. Однако власти Польши обиделись — и объявили в ответ персоной нон грата дипломата нашего посольства в Варшаве.
И Минск терпеть подобное не стал. Кстати, Венская конвенция говорит, что «государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой‑­либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata». Однако МИД Беларуси решил быть открытым и понятным.
11 марта во внешнеполитическое ведомство нашей страны был вызван временный поверенный в делах Польши в Беларуси Мартин Войцеховский. «В связи с чрезмерным, асимметричным и деструктивным ответом Польши на правомочное и мотивированное решение Беларуси… до польской стороны доведено решение о нецелесообразности присутствия на территории Беларуси руководителя и консула Генерального консульства Польши в Гродно», — пояснил МИД.

Но ради чего, вернее, кого все эти жертвы?

Черный след Бурого

Польский отряд спецназначения под командованием бывшего бойца Армии Крайовой Ромуальда Райса, известного по кличке Бурый, с 29 января по 2 февраля 1946 года расстрелял более 80 мирных жителей Бельск‑Подляского повета Польши, большинство из которых — 79 человек — были по национальности белорусами. Позже Бурый был арестован органами госбезопасности ПНР, приговорен к смертной казни и повешен. В 2005 году польский Институт национальной памяти признал, что действия Бурого «имели признаки геноцида» по отношению к православным белорусам. Но в 2019‑м это же учреждение назвало те выводы ошибочными. Между тем парламентарий, член‑корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк подчеркивает:

— Бурый со всех точек зрения — юридической, моральной, правовой, по международной оценке любого нормального государства — бандит и убийца! Его антикоммунизм и неприятие советского режима в Польше не оправдывают уничтожения им и его вояками мирного белорусского населения.

Такое уничтожение документально подтвердил в недавнем разговоре со мной председатель Союза писателей Беларуси и Республиканского общественного совета по нравственности кандидат юридических наук Николай Чергинец:

— Хочу процитировать одного из подчиненных Бурого — Юзефа Пулавского, имевшего в отряде псевдоним Голубь: «Помню, что, возвращаясь из Гайновки, мы разместились в деревне Залешаны. Не знаю, как так получилось, что он приказал нам расстрелять всех жителей той деревни… Помню только, что белорусы — это наши враги, и поэтому все это делалось».

Примечательно, что даже в самой Польше далеко не все поддерживают реабилитацию Бурого. Историк Томаш Сулима, в частности, отмечает:

— Для людей этот человек однозначно отрицательный: преступник, убийца, бандит. То, что сегодня его «выбеливают», — это элемент нынешней польской исторической политики.


Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ, кандидат исторических наук (в эфире ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Историческая память — это фундаментальная вещь для любого общества. И когда мы говорим об устойчивости и стабильности политической системы либо идейном базисе государства, то нужно понимать: без истории это сделать невозможно. Другой вопрос, что должна быть государственная историческая политика. Но она должна быть аккуратной и взвешенной. И в последние годы отношение к истории в Беларуси было самым мягким и либеральным во всей Восточной Европе. Белорусская нация существует, она сформировалась. Не нужно интересы нации подстраивать под свои политические убеждения, на прошлое необходимо смотреть широко открытыми глазами. И тогда более объективным будет и взгляд на настоящее.

КСТАТИ

Следственное управление Брестского областного СК приняло к производству уголовное дело по факту совершения 28 февраля группой лиц умышленных действий, направленных на реабилитацию нацизма и разжигание национальной розни. По подозрению в совершении преступления задержан один из соучредителей ООО «Польская школа», изъята офисная техника, плакаты и литература о деятельности Ромуальда Райса.

РЕАКЦИЯ

Польское издание Wiadomosci (gazeta.pl) 11 марта опубликовало статью «Беларусь выслала польских дипломатов. Консулы должны уехать в течение 48 часов» с весьма характерными читательскими комментариями.

Родриго Эрнандес:

— Очередной успех польской дипломатии. Если все пойдет хорошо, Польша и ее «дипломаты» будут исключены из ЕС.

franciszek_wygibas:

— Белорусам ничего не оставалось, как прогнать польских фашистов. Конечно, они сделали это с болью, но как долго можно терпеть провокации.

matlak2:

— Давно известно, что так называемые «перемены через кадровые чистки» поставили польские дипломатические службы на грань полного позора и катастрофы. Только дипломат‑идиот мог пойти на чествование памяти бандитов, специализировавшихся на убийствах белорусов.

КАРТА БИТА…

Во время мероприятия 28 февраля в Бресте за спиной у белорусских школьников висела весьма любопытная карта Польши. «Явно напечатана она в Варшаве и торжественно подарена детишкам, — отмечает один из телеграм‑каналов. — Помимо контуров Польши, там легко читаются присоединенные к ней абрисы половины Беларуси. Отчекрыжили польские картографы в свою пользу немножко Литвы вместе со столицей Вильнюсом и даже часть некогда Восточной Пруссии по самый российский Калининград. И да: не забыли и про «исконно польское» Закарпатье, эта территория тоже относится к перечню геополитических амбиций «уродливого детища Версаля», как некогда называл Польшу глава МИД СССР Вячеслав Молотов.

Вдумайтесь! В XXI веке страна — член Евросоюза и НАТО мечтает о том, чтобы захватить чужие земли, как она это делала до Второй мировой войны. И польские элиты делают это не где‑то ночью под одеялом, а совершенно открыто развешивают карты своих фантомных болей в белорусских школах. Если это не ползучая агрессия, то что?» 

Этот протокол допроса от 7 ноября 1944 г. обвиняемого С. Медовского раскрывает подробности о зверствах польских легионеров и бандгрупп в отношении белорусского населения. Архивы также хранят немало документов о геноциде, который осуществлялся до сентября 1939 года на землях Западной Белоруссии польскими спецслужбами и полицией, как глумились над белорусами осадники. И эту тему «СБ. Беларусь сегодня» будет продолжать. Следите за нашими публикациями

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter