Проверка на прочность

Из столичных депутатских кабинетов работа над проектом Конституции Союзного государства переместилась в регионыСергей АНТУФЬЕВ, председатель Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:

– Каждый наблюдательный человек, интересующийся судьбой Союзного государства, обратит внимание на то, что, несмотря на, казалось бы, затянувшуюся работу над проектом Конституционного акта (КА), формирование документа – прообраза союзной Конституции – идет  на уровне взаимодействия регионов, региональных законодательных собраний Российской Федерации и областных советов Республики Беларусь.
Когда от теории депутаты перешли к практике, поняли: только желания жить в едином государстве мало. Нужна огромная, кропотливая работа по подготовке объединительного процесса стран с разным государственным устройством – унитарным и федеративным, разными экономиками – с государственным планированием и рыночной экономикой и так далее. Мы столкнулись с множеством объективных факторов, которые нельзя было не учитывать при создании единого правового пространства. Поэтому в первые годы изучали законодательства друг друга, определяли первостепенные задачи, которые нужно было решить, чтобы продвигать процесс союзного строительства.
Сейчас практически готовую модель Конституционного акта мы обкатываем на практике, смотрим, как в реальной жизни действуют положения договоров о социальном, культурном, гуманитарном сотрудничестве, соглашения между субъектами РФ и областями РБ. Потому что главная задача российско-белорусской комиссии по подготовке Конституционного акта – создать документ, который поможет гражданам России и Беларуси комфортно жить в едином государстве. И когда политологи и журналисты спрашивают, не остановилась ли работа над проектом КА, отвечаю – нет. Сейчас практическая составляющая достаточно сложной теоретической задачи отрабатывается на уровне межрегионального сотрудничества, идет отработка норм, которые мы, законодатели России и Беларуси, хотели бы видеть в союзной Конституции. 
И подтверждение этому – постоянно действующие при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России семинары. Они проходят и в России, и в Беларуси, в них активно участвуют не только депутаты Государственной думы и Национального собрания, но и депутаты законодательных органов субъектов РФ, областных советов областей Республики Беларусь, бизнесмены, деятели науки и культуры, военные.
Для примера вспомним, какие темы рассматривались на заседаниях в этом году. Например, в феврале в Пскове прошло пятое заседание семинара. Он был посвящен рассмотрению вопросов, касающихся состояния и перспектив военного и военно-технического российско-белорусского сотрудничества. На шестом, в Петрозаводске, речь шла о концептуальных подходах, реальности и перспективах формирования социальной политики Союзного государства: социальной защите населения, обеспечении равных прав, в том числе в сфере здравоохранения, культуры, туризма и спорта, демографическом развитии в наших странах.

Седьмое заседание прошло в Минске и было посвящено проблемам и перспективам развития образовательного пространства Союзного государства. Его участники обсудили проблемы гармонизации законодательной базы в области образования и науки, направленной на обеспечение равных прав граждан Союзного государства, а также оптимизацию путей взаимодействия образовательных систем двух стран в рамках единого образовательного пространства. На восьмое заседание депутаты приехали в Ростов-на-Дону. Там обсуждались актуальные проблемы молодежной политики в Белоруссии и России, роль общественных молодежных объединений в процессе строительства Союзного государства.
Если говорить о проекте Конституционного Акта, то, на мой взгляд, его основополагающий раздел – тот, в котором определяются вопросы исключительных полномочий Союзного государства или степень делегирования ему суверенитета Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Речь, безусловно, идет об уменьшении властных полномочий. Это и заставляет обе стороны более взвешенно подходить к вопросам делегирования полномочий. Есть и опасение: а как уменьшение суверенитета в той или иной сфере повлияет на жизнь государства – участника Союза? Не случайно политики, участвующие в государственном строительстве, политологи уже столько раз обращали внимание граждан России и Белоруссии, что подобного примера в истории образования государств еще не было.
Кроме того, у членов комиссии сложилось мнение – и думаю, это правильно, – что мы не можем предложить Конституционный Акт ни Парламентскому Собранию, ни депутатам национальных парламентов и тем более вынести его на всенародные референдумы в России и Белоруссии, не определив полномочия. Без этого люди не смогут уяснить, за какое государство, с какими полномочиями будут голосовать. Чем будут заниматься парламент, Совет министров, Счетная палата, суд – то есть союзные органы власти. А чем будет заниматься председатель Совмина Союзного государства и члены его кабинета? Да и механизм его назначения до конца не проработан.
Есть два варианта: кандидатура на должность председателя Совмина согласовывается с союзным парламентом или назначается Высшим государственным советом,  как записано в проекте КА. Последний вариант не устраивает ни депутатов Государственной думы, ни Национального собрания, поскольку именно Совет министров исполняет бюджет и, по Конституции Союзного государства, отчитывается перед союзным парламентом за реализацию союзных программ и социально-экономическое развитие единого государства. Исходя из этого, правильнее было бы назначение председателя правительства согласовывать с союзным парламентом. О высшей власти Союзного государства в проекте сказано, что Высший государственный совет выполняет функции коллективного президента. Это и коллективный президент, и высший коллективный орган управления. Хотя есть и предложение ввести институт президента и вице-президента СГ.
Поэтому, подводя итоги, могу сказать, что проект Конституционного Акта будет принят только тогда, когда вопросы исключительных полномочий, механизм назначения председателя Совета министров и структуру высших органов власти Союзного государства рассмотрят члены ВГС, и в первую очередь президенты Белоруссии и России.Седьмое заседание прошло в Минске и было посвящено проблемам и перспективам развития образовательного пространства Союзного государства. Его участники обсудили проблемы гармонизации законодательной базы в области образования и науки, направленной на обеспечение равных прав граждан Союзного государства, а также оптимизацию путей взаимодействия образовательных систем двух стран в рамках единого образовательного пространства. На восьмое заседание депутаты приехали в Ростов-на-Дону. Там обсуждались актуальные проблемы молодежной политики в Беларуси и России, роль общественных молодежных объединений в процессе строительства Союзного государства.
Если говорить о проекте Конституционного акта, то, на мой взгляд, его основополагающий раздел – тот, в котором определяются вопросы исключительных полномочий Союзного государства или степень делегирования ему суверенитета Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Речь, безусловно, идет об уменьшении властных полномочий. Это и заставляет обе стороны более взвешенно подходить к вопросам делегирования полномочий. Есть и опасение: а как уменьшение суверенитета в той или иной сфере повлияет на жизнь государства – участника Союза? Не случайно политики, участвующие в государственном строительстве, политологи уже столько раз обращали внимание граждан России и Беларуси, что подобного примера в истории образования государств еще не было.
Кроме того, у членов комиссии сложилось мнение – и думаю, это правильно, – что мы не можем предложить Конституционный акт ни Парламентскому Собранию, ни депутатам национальных парламентов и тем более вынести его на всенародные референдумы в России и Беларуси, не определив полномочия. Без этого люди не смогут уяснить, за какое государство, с какими полномочиями будут голосовать. Чем будут заниматься парламент, Совет министров, Счетная палата, суд – то есть союзные органы власти. А чем будет заниматься председатель Совмина Союзного государства и члены его кабинета? Да и механизм его назначения до конца не проработан.
Есть два варианта: кандидатура на должность председателя Совмина согласовывается с союзным парламентом или назначается Высшим государственным советом, как записано в проекте КА. Последний вариант не устраивает ни депутатов Государственной думы, ни Национального собрания, поскольку именно Совет министров исполняет бюджет и, по Конституции Союзного государства, отчитывается перед союзным парламентом за реализацию союзных программ и социально-экономическое развитие единого государства. Исходя из этого, правильнее было бы назначение председателя правительства согласовывать с союзным парламентом. О высшей власти Союзного государства в проекте сказано, что Высший государственный совет выполняет функции коллективного президента. Это и коллективный президент, и высший коллективный орган управления. Хотя есть и предложение ввести институт президента и вице-президента СГ.
Поэтому, подводя итоги, могу сказать, что проект Конституционного акта будет принят только тогда, когда вопросы исключительных полномочий, механизм назначения председателя Совета министров и структуру высших органов власти Союзного государства рассмотрят члены ВГС, и в первую очередь президенты Беларуси и России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter