Проверка на честность

Чаще всего розничная торговля грешит просроченными товарами

Чаще всего розничная торговля грешит просроченными товарами, неисправными терминалами и платной упаковкой

Потребитель всегда был самым незащищенным звеном в цепочке производства и продажи товаров и продуктов питания. И, совершая покупку, он до сих пор надеется на порядочность изготовителей и торговли. Однако, как показывает мировой опыт, да и белорусский в том числе, ожидания не всегда совпадают с действительностью. За весь прошлый год на белорусских ритейлеров поступило 3,8 тыс. жалоб от граждан. В нынешнем — уже чуть более 2 тыс. Чтобы упредить и предотвратить ошибки торговли, в Минторге создается огромное количество нормативно-правовых актов, с розницей ведется разъяснительная работа, на местах действует 177 уполномоченных по защите прав потребителей. Но, как показала практика, этого недостаточно. Поэтому в главном торговом ведомстве в середине июля и было создано Управление контроля потребительского рынка — торговая инспекция.

Счет на дни и на часы

Напомним, прологом к созданию новой организации стал Указ Президента от 12 апреля 2013 года № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы госорганов и иных госорганизаций, а также численности их работников». Согласно документу у министерства появились новые функции: контролировать соблюдение организациями и предпринимателями законодательства в части правил оптовой и розничной торговли, выполнения работ, оказания услуг, соответствия товаров требованиям качества, а также следить за ценами и защищать потребителя.

— Торговая инспекция не делает глобальные вещи, она проверяет то, что «приближено» к нам, — поясняет заместитель министра торговли Ирина Наркевич и приводит следующие данные: — В рамках мониторингов управление обследовало 200 объектов торговли и общепита, выдало 173 рекомендации по устранению нарушений.

Чем же грешат ритейлеры? Самая частая беда — присутствие на полках товаров с истекшим сроком годности. В результате из-за спешки, невнимательности или плохого зрения покупатели приносят домой испорченный кефир, полуфабрикаты, колбасы. Вред здоровью нанесен, но далеко не каждый отважится отправиться в магазин за компенсацией материального ущерба или удовлетворением морального через написание жалобы. Недобросовестные торговцы и рады такому положению вещей и, несмотря на грозящий штраф в размере от 2 до 10 базовых величин, упорно продолжают подкладывать на полки товары с истекшими сроками хранения.

Следует заметить, что штраф за «просрочку» еще недавно выписывался на продавца, который не всегда самостоятельно принимает решение о «задержке» залежавшегося товара на витрине. Да и, бывало, в суде возникали разногласия из-за того, что владелец магазина доказывал: продукты в торговом зале всего лишь… хранились. Законом это не запрещено. Выходило, не виноват директор, что покупатель не разобрался и купил просроченный товар. Однако после летнего мониторинга торгинспекции этот вопрос был урегулирован. И теперь за нарушение правил торговли и оказания услуг провинившемуся продавцу грозит штраф до 10 базовых величин, за промахи в хранении и реализации товаров — от 10 до 50 базовых. Индивидуальный предприниматель или юрлицо рискует при этом «попасть» на Br 3—50 млн. Логика проверяющих в данном случае не терпит иных трактовок: раз товар выложен в торговом зале, значит, был ориентирован на продажу.

— Таким образом, мобильная оперативная группа может выявлять слабые места в работе системы торговли, а мы можем их анализировать и принимать законодательные акты, решающие спорные моменты. Торговая инспекция — это реальный инструмент, который позволит Минторгу не просто писать законодательство, но и совершенствовать его, регулировать, разъяснять и контролировать исполнение. Благодаря тому, что управление находится в нашей структуре, станет больше порядка в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, — подчеркивает Ирина Наркевич.

Удобства ради

Среди других частых «оплошностей», на первый взгляд не заметных рядовому покупателю, — нарушение ассортиментного перечня. Кроме жизненно важных товаров вроде соли, сахара и спичек в торговом объекте в зависимости от его площади есть разработанный список товаров, которые обязательно должны размещаться на полках. Среди них — овощи, зелень, отечественные яблоки. Однако, когда доходит до покупок, понимаешь: в поисках ингредиентов для салата придется обойти не один универсам или точку у дома.

— Если человек потратил силы, время и деньги и пришел в магазин, он должен знать, что получит все необходимое, что оно будет на полках каждый день, — комментирует Ирина Наркевич. — Я полагаю, что благодаря торговой инспекции, которая возьмет под жесточайший контроль нахождение в торговле ассортимента, согласованного с местной администрацией с учетом площади размещения, этот вопрос решится.

Замминистра также сообщила, что из-за открытия в большом количестве супер- и гипермаркетов список обязательных товаров будет пересмотрен и расширен. Ведь до этого ассортиментный перечень составлялся для магазинов площадью до 1 тыс. квадратных метров. А в Беларуси давно функционируют и трех-, и пятитысячники.

Коснутся изменения и рынков. Пока здесь рекомендовано делить площади на зоны — для частников и физлиц. Причем территория последних должна составлять половину отведенных для торговли мест. Так, в Минторге намерены вернуть рынкам прежнюю сельскохозяйственную направленность. Не зря эта норма включена в проект Закона «О торговле».

Пока же решается вопрос с «формой», специалисты советуют обратить внимание и на «содержание». А именно — на наличие ценников и указание реального происхождения продуктов. А то получается, что белорусская клубника при проверке оказывается греческой, а херсонские помидоры — испанскими.

Мелочь, а неприятно

Нарекания вызывают и сетевые магазины. Инспекторы отмечают: если нарушение, к примеру неисправный терминал, выявили в одном, значит, оно системно и будет еще в десяти магазинах. Поэтому оплошность в одной торговой точке служит поводом для одновременной проверки еще нескольких.

Пожалуй, «недочет» практически всех магазинов — платные целлофановые пакеты, в которые упаковываются сосиски, фасуется развесное печенье, складываются яблоки. На кассе мы за них платим по 200—300 рублей, а если на пленку нанесен рисунок, то приходится выложить еще больше. Причем в некоторых торговых объектах категорически запрещают экономным гражданам класть виноград в свой, «бэушный» пакетик.

А ведь, по сути, и в том, и в другом случае нарушаются действующие еще с 2004 года правила торговли и закон о защите прав потребителей. В частности, в документах говорится, что товары передаются покупателям в упакованном виде без взимания доплаты за «тару». Исключение составляют случаи, когда продукт уже запакован производителем, например сыр или молоко, и покупатель хочет обезопасить другие покупки от ненужного запаха или протекания. Если же вам заворачивают товар в дополнительный или платный пакет, что квалифицируется не как забота, а как навязывание лишней услуги, вы вправе потребовать передать покупку в бесплатной упаковке. Иначе в случае жалобы продавец может выплатить штраф в размере до 10 базовых. И все же будьте готовы увидеть большие глаза продавцов и сопротивление при попытке перечитать вместе главные правила торговли. Зато вы убедитесь, что самостоятельно отстоять свои права даже в таких мелочных моментах очень сложно.

По данным Минторга, сегодня в республике насчитывается 48 тыс. торговых объектов — это гипермаркеты, и киоски, и павильоны, и аптеки. И лишь 39,6 %, или 19 тыс. из них, составляют магазины. Понятно, что в каждый из них торговая инспекция разом не зайдет. А значит, покупателям стоит знать, с какими нарушениями чаще всего еще сталкиваются специалисты, чтобы на месте отстоять свои интересы.

--------------------------------------------

В тему: Минторг предлагает ограничить использование зонтичных брендов в рекламе

Выпуск под одной маркой нескольких групп товаров в Беларуси набирает обороты. Причем в последнее время к кампании присоединились и производители алкогольных напитков, расширив восприятие своего имени и на питьевую воду. Что это: забота о повседневном здоровье белорусов, которые не выпивают рекомендованные медиками 1,5 литра воды в сутки, или хитрый рекламный ход?

Эксперты спорят по поводу того, какие ассоциации приходят на ум потребителя, когда он видит рекламный щит: огромными буквами на нем указано название известной марки спиртного, а в уголке изображена полиэтиленовая бутылка с надписью, гласящей, что в ней — ни грамма алкоголя. Разделились мнения и относительно телерекламы, где простая бутылка воды становится участником веселого застолья, причем настолько понятного, что зрители догадываются, что должно быть вместо нее. Минторг в этих вопросах категоричен. «Подобная реклама вводит в заблуждение граждан. Получается, что производители идут на изощрения: организуется выпуск новой продукции в незначительных объемах, но при этом огромные суммы тратятся на рекламу. Становится очевидным, что истинный интерес заключается не в расширении выпускаемой продукции, а в беспрепятственном рекламировании алкогольных напитков, идентичных рекламной кампании алкогольных», — отмечает замминистра торговли Ирина Наркевич. Поэтому ведомство подготовило проект указа об ограничении использования зонтичных брендов в рекламе, если такая форма воздействия на потребителей имитирует или напоминает рекламу алкоголя и табачных изделий.

Кроме того, сейчас в министерстве обсуждается вопрос санкций, которые будут применяться к недобросовестным производителям. «Нужно разобраться, какие штрафы грозят: от 50 до 100 базовых величин, как по рекламе алкоголя, или до 50 базовых, как по рекламе продукта? Интересный момент. Думаю, мы придем к разумному решению», — подчеркнула Ирина Наркевич.

--------------------------------------------

Цифра

За шесть месяцев нынешнего года в республике открылось 896 торговых объектов общей площадью 173,2 тыс. квадратных метров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter