Проверка на человечность. Водители охотнее помогут друг другу, нежели человеку, лежащему на обочине.

Нынешней зимой многие белорусские автолюбители сталкивались с проблемой: из-за сильных морозов они не то что завести, – даже открыть дверцы своей машины не могли. А некоторые попадали в еще менее приятную ситуацию. Машина заводилась, но где-то на полдороги, за городом, наотрез «отказывалась» ехать. И что тут поделать? Эвакуатор не вызовешь, а если вызовешь – то заплатишь столько, что мама не горюй. Самый идеальный вариант, если бедолаге-водителю помогут «собратья по рулю». Но дождешься ли от них помощи? Это выяснил корреспондент «НГ», поучаствовав в необычном эксперименте ГАИ.

Нынешней зимой многие белорусские автолюбители сталкивались с проблемой: из-за сильных морозов они не то что завести, – даже открыть дверцы своей машины не могли. А некоторые попадали в еще менее приятную ситуацию. Машина заводилась, но где-то на полдороги, за городом, наотрез «отказывалась» ехать. И что тут поделать? Эвакуатор не вызовешь, а если вызовешь – то заплатишь столько, что мама не горюй. Самый идеальный вариант, если бедолаге-водителю помогут «собратья по рулю». Но дождешься ли от них помощи? Это выяснил корреспондент «НГ», поучаствовав в необычном эксперименте ГАИ.

“На дороге рассчитаемся”

Сотрудники Госавтоинспекции решили проверить, насколько распространена среди водителей взаимовыручка. Для этого разыграли целый спектакль. Главное действующее лицо — дружинник в штатском. Изображая горе-водителя, у которого на выезде из города сломалась машина, он просит помощи у проезжающих мимо автомобилистов.
— Естественно, в городе проводить такой эксперимент нет смысла, — говорит старший инспектор УГАИ МВД Станислав Соловей. — Там водителю и эвакуатор проще вызвать, и помощи от друзей дождаться. А за городом условия экстремальные.
Сидя в машине Госавтоинспекции, мы издалека наблюдаем за тем, как дружинник пытается остановить проезжающие автомобили. Считаем. Первый, второй... Третья машина тормозит. Водитель выходит из салона и спрашивает, в чем дело. Попавший в “аварию” объясняет, что ни с того ни с сего заглох мотор. Коллега лезет под капот, но в это время с “наблюдательного пункта” выезжает машина ГАИ.
Анатолий, водитель с 15-летним стажем, удивлен. Говорит, что всегда останавливается, если “собрат по рулю” просит помощи.
— И днем и ночью обязательно приторможу, — признается автомобилист. — Сам не раз бывал в такой ситуации. Приходилось померзнуть. Порой час, а то и больше помощи дожидался.
Инспекторы благодарят сознательного водителя. И мы вновь отправляемся в укрытие. Второго “помощника” долго ждать не приходится. Максим — профессиональный водитель. Приехал в столицу из Бреста.
— У вас в Минске водители не выручают друг друга, злые какие-то, — говорит Максим. — Вот у нас в Бресте каждый остановится, спросит, что случилось. Возьмет на буксир, если нужно. А минчане проедут мимо и в твою сторону даже не посмотрят.
Говорят, что сегодня изменилось поколение водителей. На дорогах пропало уважение друг к другу, понятия взаимовыручки просто не существует. Но тут, как говорится, раз на раз не приходится.
— Ехал я как-то с женой и ребенком в гости в другой город, — рассказывает знакомый автомобилист. — Машина у меня тогда была старая — запорожец. И по дороге отвалилось колесо. Чтобы его на место поставить, нужно четыре шайбы, а у меня только две оказалось в запасе. Стал тормозить машины. В конце концов остановился дорогущий джип. Водитель вышел, спросил, в чем дело. И дал две недостающие шайбы. Спросил я, сколько должен за помощь. А он мне ответил: “На дороге рассчитаемся”.

А кто тут лежит?

Во втором акте “спектакля” ГАИ дружинник превратился в основательно пьяного пешехода, который повалился на обочине дороги и уснул. Мы проверяли, помогут ли водители человеку под мухой. На этот раз все не очень оптимистично. Машины притормаживают и проезжают мимо лежащего мужчины. Считаем. Один, два, три. Остановился лишь двадцатый по счету автомобиль. Из микроавтобуса выходит мужчина и проверяет, что случилось с пешеходом. Дружинник играет свою роль превосходно. Делает вид, что не может стать на ноги. Только “спаситель” принялся ему помогать, как подъехала машина ГАИ.
— Обязательно нужно было остановиться, — говорит водитель Федор Шило. — Мало ли что случилось с человеком. Может, под машину попал. А, может, шел домой и по дороге плохо стало. Я всегда в таких случаях на тормоза жму. Сам я — профессиональный водитель. В Логойске работаю. У нас свои правила поведения на дороге. Уважать нужно друг друга.
Как видно, не все водители солидарны с Федором. Второй раз дружинник ложится на снег и ждет своего спасителя. Однако дожидаться его приходится очень долго. На помощь приходят не автомобилисты, а пешеходы. Василий и Виктор вышли на остановке из маршрутки. Мужчины возвращались с работы и заметили в окно автомобиля, что на обочине лежит человек. Как только маршрутка остановилась, они бросились к “пострадавшему”.
— Сначала не поняли, человек это или хлам какой-то, — признается Василий. — Сейчас холода сильные, долго человеку без вреда для здоровья не пролежать. В конце концов, все мы люди...

Получается, что между водителями взаимовыручка распространена до сих пор. Чего не скажешь об отношениях водитель — пешеход. Сотрудники ГАИ предупреждают, что за последние дни участились случаи наездов на пешеходов на проезжей части, и просят водителей быть предельно собранными и внимательными. Многие автомобилисты говорят, что рассмотреть, человек на обочине лежит или мусор, очень сложно. Но лишний раз остановиться и проверить все-таки стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter