У белорусских спасателей появилась новая огнеупорная формая

Проверено. Не горит

Форма, которая огню не по зубам, появилась у спасателей три года назад
— Коллеги тушили на Витебщине торфяники, один провалился в огненную яму. Спасло его только то, что форма у нас сшита из ткани огнестойких волокон, — готовясь заступать на дежурство, рассказывает Юрий Похо­менко, командир отделения пожарно-аварийной спасательной части №2 поселка Ждановичи. — Теперешние куртки-«боевки» не боятся ни искр, ни смолы. Вон, смотрите, мне на рукав капнула, пятно осталось, а ткань не прожгла. 

Форма, которая огню не по зубам, появилась у спасателей три года назад


Форма, которая огню не по зубам, появилась у спасателей три года назад, когда белорусские ученые создали негорючее волокно, ничем не уступающее знаменитым арамидным волокнам. Работать над проектом в Институте химии новых материалов НАН начали в 2009 году.


— В принципе, высокопрочные полимерные волокна создали в Союзе еще в 1970-х в ответ на американскую ткань номекс. По прочности и термостойкости они не уступали западным, но хоть и не поддерживали горение, были не огнестойкими, — проводит небольшой экскурс в историю Вячеслав Ольховик, завлабораторией полисопряженных органических соединений Института химии новых материалов НАН. — Поэтому там, где требовалось противостоять высоким температурам и открытому пламени, приходилось использовать дорогое импортное волокно. Нам дали задание получить свою негорючую ткань, которая бы стоила дешевле западной. 


Решили создать новый сополимер. Чтобы разработать нужное звено в полимерной молекуле, обеспечивающее необходимый уровень огнестойкости, которое можно было бы встроить в существующее высокопрочное волокно, понадобилось несколько лет. На выходе получился отечественный вариант номекса. Причем если по огнестойкости и прочности он такой же, как импортный, то по термостойкости лучше его в два раза.


— Вариантов получения огнестойких волокон у нас было с десяток, но во время эксперимен­тов мы выбрали самый эффектив­ный, — продолжает Вячеслав Ольхо­вик. — И в 2011-м разработку запустили в производство. 


Понадобилась на это всего неделя. На предприятии говорят, что для выпуска новинки даже не пришлось перестраивать технологический процесс. В ОАО «СветлогорскХимволокно» уже изготовили более 20 тонн нового негорючего волокна. Отметим, что из ткани такого волокна не только шьют форму для пожарных, но и делают фильтры, работающие при высоких температурах.


— Два года назад мы подали документы в Евразийскую патентную организацию, чтобы запатентовать это изобретение, — рассказывает о проекте ученый. — Вот ждем ответа, который в этом году — начале следующего должен прийти. 


А пока ученые ждут вердикта и работают над новыми открытиями, пожарные пожарно-аварийной спасательной части №2 поселка Ждановичи заступают на дежурство. 


Куртка-«боевка», каска, перчатки спасателя. Юрий Похоменко, командир первого отделения, выкладывает свою боевую форму на стеллаж рядом с пожарной машиной. В случае тревоги у него есть меньше минуты, чтобы «впрыгнуть» в обмундирование и мчаться на пожар. 


— За 19 лет, пока работаю спасателем, форма сильно изменилась. В этой, — показывает на форменные штаны, — и в огонь не страшно, не прогорит. Где-то у меня осталась спецовка, в которой тушили пожары году этак в 1997-м. Сейчас покажу, она брезентовая, такие, по-моему, до сих пор сварщикам выдают.


Похоменко буквально на минуту отходит в сторону расположения личных шкафчиков. А дальше немая сцена: подносит зажигалку к старой «боевке» и к новой. «Первая, видите, прогорает, вторая — в порядке. Правда, если секунд 5—7 подержать ее на открытом огне, начинает дымиться — краситель испаряется. Но уберешь пламя, и дым исчезает».


«Между собой смеемся, что в этой форме даже в костре можно посидеть, — поддерживает коллегу Дмитрий Тедеев, командир второго отделения. — Но идти в огонь приходится только в экстренных случаях. В основном тушим, стоя рядом, поэтому важно, чтобы спецодежда была термоустойчивая. В этой, например, к высокому пламени можно приблизиться метра на 3—3,5. Ближе не получается: жжет лицо, оно ведь закрыто только каской».


«В общем, от огня нас спасли, теперь было бы неплохо, чтобы форму сделали водонепромокаемой, — по голосу чувствуется, что тема для Похоменко больная. — Бывает, тушишь, стоя под крышей, а на тебя льет, как с водопада. Форма промокает. Ладно, если летом, а представьте, когда на улице минус 20».


— Стоишь возле огня, оно не чувствуется, а пока осмотришь пепелище, костюм промерзнет так, что руку-ногу в нем сложно поднять, — вторит Юрию Дмитрий. — Бывает, водителю даже приходится с нас лед оббивать либо помогать нам сесть в машину. 


— На Западе, знаю, спецодежду перед выдачей на два часа помещают под душ, если хоть на одном из швов будет затек, ее списывают, — командир второго отделения очень хочет, чтобы форма стала еще лучше. — Так что тут есть над чем поработать.

Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА

panteleeva_katya@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter