В сокровищнице старинных белорусских обрядов особое место занимает Русалье, появившееся еще в дохристианские времена и символизировавшее в некоторых восточно-славянских регионах окончание весны.
Русальной называют неделю после Троицы. По поверью, именно в это время русалки выходят из воды и наведываются в деревни, играют на полях и лугах. Их появление не сулило хорошего урожая зерна. Русалки могли навредить крестьянам, особенно молодым мужчинам, а также домашним животным, поэтому их надо было задобрить и обязательно проводить за село — тогда в течение года они не будут беспокоить людей.
В некоторых деревнях этот обряд жив до сих пор. А в Любанском районе его возродили десять лет назад — помогли старожилы и фольклорные коллективы. В деревнях Кузьмичи, Комуна, Загалье, Нежин, Малые Городячицы, Сосны в воскресенье после русальной недели, как в старину, устраивают игрища с песнями, хороводами, жарят яичницу на кострах.
— Русалье проводили там, где не было Купалья, — объясняют специалисты-культурологи Любанского районного центра культуры. — Обычно вечером, подоив коров, женщины собирались на “Розыгрыш”, обходили хороводом деревню, выбирали русалку, выводили ее в рожь или к реке, во ржи рвали русальный венок на куски и разбегались в разные стороны.
Непосвященному человеку со стороны это может показаться каким-то чудачеством и даже мракобесием, чистой воды язычеством. Однако в том-то и ценность старинных обрядов, что они помогают глубже проникнуть в нашу историю и культуру. Это своеобразный генетический код нации, возможность ощутить живую связь веков и тысячелетий. Ведь сегодня у большинства белорусов русалки ассоциируются исключительно с морскими легендами. Но, оказывается, с незапамятных времен облюбовали они и наши реки-озера. Будем надеяться, что в этом году их как следует задобрили и проводили под белы рученьки за деревню. А значит, и урожаю быть большому, и у коров молоко не пропадет.
Максим Вечер
infong@sb.by