Протянешь руку - протянешь ноги

Сегодня в Китае более миллиона попрошаек. Причем, практически все - профессионалы.
Сегодня они разозлили меня по-настоящему. До сих пор удавалось проходить мимо, кое-где ускоряя шаг, чтобы убежать от них, проворных. Кое-где приходилось немного менять маршрут, сворачивая в сторону, чтобы избежать их приставаний. Но сегодня они меня действительно разозлили. Сами подумайте: иду из магазина, в руках - сумка с молоком и хлебом, останавливаюсь на перекрестке, все вполне мирно. И тут он. Возник как из-под земли и, размахивая палкой, пытается забрать у меня сумку. И это средь бела дня в центре Пекина!

Нарисованная выше картинка - не плод авторской фантазии и не преувеличение. Это то, с чем каждому лаоваю, то есть иностранцу, приходится сталкиваться каждый день. Человек, который попытался отнять у меня сумку с продуктами, - уличный попрошайка, которых в китайской столице тысячи. Как только потеплело, у них открылся сезон. Сезон охоты на богатеньких буратино. К сожалению, все без исключения иностранцы относятся к этой категории.

Чаще всего попрошайки работают парами: муж-жена или мать-ребенок. Одеты они все на удивление одинаково, как будто в униформу: толстые ватные штаны и такая же фуфайка зимой и в переходный период, летом же они переодеваются в синие костюмы, сохранившиеся, нужно полагать, со времен "культурной революции". Завидев издали иностранца (похоже, все столичные попрошайки, невзирая на солидный возраст, сохранили завидную остроту зрения), они целенаправленно двигаются в его сторону, перегораживая узкие тротуары и громко потрясая железными кружками. Они даже умеют говорить по-английски, по крайней мере, ключевые в их профессии слова: "Мани, мани. Хэлоу, мани, мани!"

Насчет профессии я не оговорилась. Практически все попрошайки в Пекине - профессионалы. Они работают фиксированные часы, получают зарплату - процент от заработанного, и живут коммунами. Территория строго поделена на квадраты. Так что зачастую нужно просто сильно ускориться - метра через 3 - 4 проситель останавливается как вкопанный, и ни шагу вперед. Правда, обычно дальше начинается территория кого-то другого. Так поделены все тротуары перед хорошими отелями, большими магазинами и ресторанами.

Рост числа профессиональных попрошаек на улицах крупных китайских городов вызван смягчением законодательства. Действовавшие в течение 21 года "Меры по задержанию и депортации городских бродяг и попрошаек" требовали, чтобы каждый человек, задержанный на улице без документа, подтверждающего постоянную прописку именно в этом населенном пункте, был задержан полицией, отправлен в специальный центр, а после - депортирован к месту постоянного жительства. Теперь правила пересмотрены, никто бомжей и прочий "свободный" люд не задерживает, им просто рекомендуют обращаться в специальные центры, которые помогут вернуться домой. Центры пустуют. Например, тот, что в портовом городе Нинбо, раньше пропускал через себя до 100 попрошаек в день, а после изменения законодательства за 5 месяцев через него прошли лишь 300 человек.

Справиться с бродягами и нищими теперь стало гораздо сложнее. Недавно в Пекине хотели запретить попрошайничать в метро и других общественных местах. Но законопроект не прошел - решили, что он ущемляет права человека. Конечно, о том, как ущемляются мои права, когда приходится идти буквально через строй недоброжелательных и вооруженных длинными палками бродяг, никто не подумал. Причем страдают от такой ситуации не только иностранцы, в этом вопросе у нас полное равенство с местным населением.

Конечно, попрошайничество - проблема не только Пекина, и это не только социальный вопрос, как повторяют китайские власти. В Лондоне, Париже и Нью-Йорке и бродяг, и попрошаек - пруд пруди, они живут на центральных улицах, ночуют в коробках на ступеньках храмов, кормятся благотворительным супом и тихо просят милостыню. Действительно тихо - уважая мое право подать или пройти, не заметив. Лондонский муниципалитет как-то решил провести кампанию по борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством. Что, думаете, собрали весь деклассированный элемент и вывезли за 101-й километр? Никогда! Это считалось бы грубым нарушением прав человека, и "Эмнести Интернэшнл" наверняка не прошла бы мимо сего вопиющего факта. Нет, городское правительство занималось тем, что призывало сознательных граждан не подавать тем, кто просит милостыню на улицах. Пусть, мол, эти обездоленные люди обращаются в специально созданные для них социальные центры - мы им будем помогать.

Наверное, пекинское правительство не так богато, как лондонский муниципалитет, оно не может накормить и обогреть всех, кто живет сегодня на его улицах. Я это понимаю, но всякий раз, завидев издали человека с палкой в одной руке и кружкой в другой, стараюсь перейти на другую сторону: хочется донести молоко домой.

Кстати

Как свидетельствует официальная статистика, сегодня в Китае более одного миллиона попрошаек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter