Процветать, не проедая

Как мы должны работать, чтобы жить в достатке?

Как мы должны работать, чтобы жить в достатке?

Средний белорус тежемесячно тратит примерно полтора минимального потребительского бюджета (МПБ), который сегодня составляет около 345 тысяч рублей. По уровню потребительской активности наше население значительно уступает жителям Европейского союза и вряд ли скоро их догонит. В заботе о благосостоянии белорусов ученые-экономисты разработали концепцию прогнозирования социально-экономического развития, ориентируясь на конечное потребление домашних хозяйств.

«Невзирая ни на какие кризисы, мы должны приблизиться к уровню жизни экономически развитых стран — это стратегическая цель», — заявил заведующий отделом НИЭИ Минэкономики Беларуси доктор экономических наук Яков Александрович. По расчетам ученого, в 2005 году на потребительские расходы одного белоруса приходилось 1,23 МПБ. В последующие годы этот показатель поступательно рос: 1,33 — в 2006 году и 1,48 — в 2007-м. На сегодняшний день по расходным статьям мы даже не вышли на рациональный потребительский бюджет, который представляет собой удвоенный МПБ. И уж тем более остался недосягаемым так называемый бюджет достатка, который равен двум рациональным.

Планируется, что к 2010 году средний белорус все-таки достигнет уровня потребления в 2—2,1 МПБ, к 2015-му — 2,8—3, к 2020-му — 4—4,4, к 2025 году — больше 5 минимальных потребительских бюджетов. Таким образом, уже через 12 лет мы имеем все шансы достигнуть достатка в научно-статистическом понимании этого слова. «Конечно, можно рассчитать все таким образом, чтобы сразу выйти на бюджет достатка, — поясняет Яков Александрович. — Но это неправильно: надо оптимально увязать все составляющие ВВП». В част­ности, если резко увеличить расходы домашних хозяйств, то экономика может недосчитаться необходимых инвестиций в основной капитал, которые нужны для дальнейшего наращивания темпов ВВП. По большому счету, зависимость очевидна: проешь все сегодня — потеряешь возможность заработать завтра.

Структура использования валового внутреннего продукта, если обратиться к теории, выглядит следующим образом: расходы на конечное потребление (домашних хозяйств, некоммерческих организаций, государственных учреждений), валовые накопления, чистый экспорт… Ученые полагают, что долю средств, выделяемых на социальные нужды, необходимо уменьшать: таким образом, расходы госучреждений могут снизиться с привычных в последние годы 18—20 % до 16—17 % от ВВП. А вот расходы некоммерческих организаций, которые составляют 1—2 %, сохранят свои позиции. В валовых накоплениях 90 % приходится на инвестиции в основной капитал, и этот показатель в ближайшие годы будет расти. Например, в 2001—2005 годах на 1 рубль ВВП затрачено 2,5 рубля инвестиций, в текущей пятилетке запланировано
3,2 рубля. «Модернизация в стране идет опережающими темпами, да и стоимость оборудования постоянно повышается, поэтому коэффициент капиталоемкости ВВП можно довести до 4—5, а затем начать постепенное снижение», — считает Яков Александрович. В качестве основных факторов, влияющих на экспорт, ученые рассматривают реальный обменный курс белорусского рубля к валютам стран — торговых партнеров и цену сырой нефти. При расчетах показателей импорта важны реальный ВВП Беларуси, цена импорта сырой нефти и природного газа, реальные денежные доходы населения… Формула чистого экспорта проста: разница между экспортом и импортом. Таким образом, просчитав все наши основные потребности, путем несложных арифметических действий можно выйти на показатель ВВП, то есть тот объем благ, который нам предстоит заработать, прежде чем с удовольствием потратить.

Зависимость между основными параметрами социально-экономического развития очень тесная. При условии, что ВВП Беларуси в ближайшие 10—15 лет будет прирастать на 10—11 % в год, а в ЕС — на 3 %, к концу прогнозного периода этот показатель в расчете на душу населения в нашей стране вплотную приблизится к европейскому. И если в 2005 году среднедушевой ВВП в Беларуси составлял только 34 % от уровня ЕС, то в результате мы можем прийти к 90—95 %. Соответственно за этот же период аналогичным образом должна вырасти производительность труда — с 32 % до 90—93 % от европейского показателя. Претерпит изменения и среднемесячная заработная плата (с отчислениями на соцстрах): если в 2006 году белорусский показатель составлял только 10 % от сложившегося в странах Евросоюза, то к 2025 году может повыситься до 60—62 %.

Впрочем, эти расчеты предварительные и показывают скорее общую тенденцию, нежели фиксируют конкретные показатели. «Могут возникнуть различные внешние факторы, поэтому необходимо, как это принято при разработке прогнозов, постоянно их уточнять и корректировать», — говорит Яков Александрович.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter