Процветание потребителей кроется не только в деньгах

Сервис-чеки помогают компенсировать девальвацию, не включая станок

Система использования сервис-чеков и других аналогичных механизмов позволяет государству частично компенсировать населению потери от девальвации, не наращивая денежную массу

На Западе да и во многих российских и отечественных крупных компаниях привлекательность рабочего места измеряется не только уровнем зарплаты, но и социальным пакетом, который обеспечивает работодатель своим сотрудникам: оплата за счет фирмы питания, медицинского обслуживания, жилья, обучения, отдыха, занятий спортом, культурных мероприятий… Естественно, компании дотируют свои непроизводственные и вспомогательные активы: столовые, спортивные залы и другие непрофильные структуры. Нечто подобное уже давно применяется в развитых западных странах на национальном уровне. Государство выбирало приоритетные направления экономики, которые поддерживало различными методами, чтобы повысить доступность определенных социально значимых товаров и услуг. А чтобы эти дешевые блага не утекали за границу, на них выставляли цену, сопоставимую с зарубежными аналогами, но параллельно создавали систему, которая позволяла бы компенсировать своим гражданам их стоимость частично или полностью. Таким образом государство, не увеличивая зарплату и наращивая денежную массу, повышает благосостояние своих граждан.

Сложившаяся после существенной девальвации белорусского рубля ситуация в экономике живо воскресила в памяти события середины 90-х годов, когда «сметанно-колбасные» поезда, ежедневно снабжающие импровизированные рынки Москвы дешевым продовольствием отечественного производства, были будничным явлением. Все чаще в прессе и Интернете появляются тревожные сообщения о массовом вывозе белорусских товаров как жителями приграничных районов России, приезжающими за покупками, так и гражданами Беларуси. Причем если россиян в выездном шопинге привлекают значительно более дешевые цены, которые в белорусских магазинах по отдельным продуктам (молочные, мясо и мясные продукты, мука и др.) ниже в полтора-три раза, то мотивация белорусов определяется возможностью выручить иностранную валюту, практически недоступную в обменных пунктах отечественных банков. Отмеченные экономические стимулы усиливаются наличием множественности обменных курсов на внутреннем валютном рынке, позво-ляющей сдавать иностранную валюту по более высокой стои-мости «теневым» покупателям. Очевидно, что сохранение этой тенденции приведет к вымыванию отмеченного товарного ассортимента с прилавков наших магазинов и может уже в ближайшее время перерасти в острый дефицит отдельных товаров.

В данном контексте важно отчетливо представлять возможные сценарии дальнейшего развития ситуации в рамках различных вариантов экономической политики. Сквозь призму макроэкономической теории можно констатировать, что экономическая система в результате девальвации национальной валюты вышла из состояния «спокойствия» и должна в краткосрочном периоде сдвинуться в новую равновесную точку, характеризующуюся, в частности, более высоким уровнем цен и меньшим уровнем покупательной способности населения. Таким образом, возникший спекулятивный экспортный мотив может быть нейтрализован, только когда цены на товары в пересчете в единый эквивалент с учетом транспортных расходов выравняются с российскими. Иных способов защиты внутреннего рынка в условиях открытости границ в рамках Таможенного союза, кроме как ликвидации возникшего диспаритета цен, в том числе на основные позиции продовольственной группы, просто нет. В связи с этим в прессе уже озвучивались намерения отменить временно введенные сразу после разовой девальвации белорусского рубля административные ограничения в сфере ценообразования на социально значимые продовольственные товары.

Однако повышение цен на важнейшие продукты питания без решения проблемы адекватной либо частичной компенсации доходов граждан поставит большую часть населения в критическое положение. Ситуа-ция усугубляется тем, что с начала года по многим важнейшим продуктам питания уже зарегистрирован значительный рост цен. Так, по данным На-ционального статистического комитета, в июне по сравнению с декабрем «корзина» из 24 основных продуктов питания уже подорожала на 40 %.

Очевидно, осуществление отмеченной компенсации исключительно либо преимущественно в денежной форме, например посредством индексации зарплат и пенсий, в нынешних условиях высоких инфляционных и девальвационных ожиданий не является приемлемым вариантом решения проблемы, поскольку, как правило, приводит к раскручиванию классической спирали «доходы —цены». Закономерности влияния индексации на инфляцию хорошо изучены и неоднократно подтверждались на практике во многих странах, включая Беларусь. К бюджетным источникам финансирования индексации правительству и Центральному банку приходится подключать «печатный станок». При этом на каждом новом витке спирали реальная покупательная способность населения снижается, потому что темпы инфляции в конечном счете оказываются на шаг впереди, «съедая» кратковременный эффект от увеличения доходов населения.

Таким образом, дабы не разгонять инфляцию и позволить экономической системе обрести новую точку равновесия, чрезвычайно важно перетерпеть последствия исходного инфляционного шока, вызванного девальвацией национальной валюты, и неуклонно придерживаться жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики. Следует сделать оговорку, что макроэкономическое равновесие является понятием относительным и не должно восприниматься в буквальном смысле этого термина. Оно подразумевает состояние, характеризующееся низким уровнем инфляции, отсутствием резких диспропорций между спросом на иностранную валюту и ее предложением, незначительным уровнем бюджетного дефицита, уравновешенностью платежного баланса страны и т.д.

Даже вступив на путь индексации, рано или поздно придется признать его тупиковость и прибегать к непопулярным мерам в худших условиях. Поэтому чем раньше будет поставлен шлагбаум в движении по этому порочному кругу, тем меньше будет ущерб для покупательной способности населения, которое менее болезненно переживет этот непростой период. Это связано с тем, что инфляция обладает свойством инерционности, и чем выше ее уровень в момент начала применения антиинфляционных мер, тем больше, образно выражаясь, ее «тормозной путь».

Здесь важно не упустить важную деталь, связанную с тем, что в условиях множественности обменных курсов всякое повышение доходов, каковым является индексация, достаточно быстро проявляется на валютном рынке, оказывая прямое давление в сторону снижения теневого обменного курса нацио-нальной валюты. Это дополнительный довод против преимущественно денежной формы индексации, особенно в свете отсутствия определенности относительно сроков восстановления полноценного функционирования валютного рынка.

Итак, рассматриваемая дилемма кажется практически неразрешимой, поскольку непонятно, как совместить поддержку благосостояния населения и подавление инфляции. Анализ международного опыта демонстрирует множество примеров, когда государство прибегало к использованию неденежных инструментов оказания помощи отдельным слоям населения. В частности, можно отметить Американскую программу льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program) с использованием продуктовых талонов, которая была введена в действие в США в 1939 году и после временного сворачивания с 1943-го по 1961 год продолжает функционировать до наших дней в ранге общенациональной программы. Можно только удивляться, что в столь экономически развитых странах находит место презираемая нами «карточная система», ассоции-рующаяся с неблагополучными периодами советской истории. Впечатляют также масштабы программы, в рамках которой по состоянию на май 2011 года охвачено 44,6 млн. человек со среднемесячным пособием на 1 человека в размере 134,2 доллара.

Данный тип программы, финансирование которой осуществляется за счет средств государственного бюджета, вполне вписывается в контекст сложившейся у нас в стране непростой экономической ситуации и может быть использован для частичной компенсации потерь от повышения цен на основные продукты питания бюджетникам, пенсионерам, студентам, а также категориям лиц, получающим государственную адресную социальную помощь.

Проблема остальных категорий работающих граждан может быть решена в рамках распространенной во многих странах системы сервис-чеков (или ваучеров) на питание, концепция которой была разработана в Великобритании в 1954 году и впервые реализована во Франции в 1962 году. Эта система, в отличие от американской, не финансируется из государственного бюджета, а ее функционирование базируется на предоставляемых государством льготах при налогообложении средств, направляемых предприятиями на оплату сервис-чеков. Работодатели заключают соглашения со специализированными компаниями-операторами по регулярной закупке сервис-чеков и распределяют их среди своих работников. После их использования в организации общепита или розничной торговли при условии, что она включена в систему на договорной основе с компанией-оператором, они завершают кругооборот, будучи предъявлены к оплате компании-оператору, осуществившей эмиссию сервис-чеков. 

Крупные предприятия, имею-щие собственные заводские столовые, могут получить двойной выигрыш: помимо сокращения налоговых отчислений в бюджет, можно существенно сэкономить и на сокращении расходов на питание работников, избавившись от непрофильного, а значит, неэффективно осуществляемого вида деятельности — организации общественного питания. Кроме того, использование этой системы позволит ликвидировать убыточность заводских столовых за счет окупаемости оплаты питания работников по средствам сервис-чеков. В настоящее время подавляющее большинство производственных организаций в Беларуси осуществляют удешевление питания рабочих и служащих за счет собственных средств (чистой прибыли предприятия).

Функциональное назначение сервис-чека характеризуется большей гибкостью, поскольку он может использоваться двоя-ко — как для питания в заведениях общепита, так и для покупки продуктов. При этом на них нельзя приобрести алкогольные напитки и табачные изделия. Привлекает возможность предусмотреть приобретение за сервис-чеки только продуктов питания отечественного производства.

Исследования, проведенные в странах, которые успешно развивают систему сервис-чеков на питание, показали, что в масштабах экономики в целом положительные эффекты с лихвой компенсируют сокращение налоговых поступлений в бюджет в связи с предоставленными льготами. Среди позитивных тенденций основными являются: увеличение объемов продаж организаций торговли и общественного питания, а также легализация части теневого оборота в этой сфере; рост объемов производства в смежных отраслях и собираемых налогов; рост численности занятых в экономике и др.

Таким образом, преимущество талонов на продукты питания и сервис-чеков по сравнению с денежными выплатами заключается в том, что они могут быть использованы строго по назначению, обеспечивая «связывание» появившегося в экономике дополнительного сегмента покупательной способности. Иными словами, дополнительные платежные средства не будут оказывать давление на валютный и товарный рынок.

Безусловно, как у всех социально ориентированных программ, рассмотренные системы социальной защиты населения имеют свои недостатки. В частности, критики отмечают встречающиеся на практике случаи обмена талонов на деньги между гражданами либо гражданами и продавцами магазинов по меньшей по сравнению с их номиналом стоимости. Исключать возможность подобных проявлений нельзя, но в нынешних условиях они вряд ли могут приобрести массовый характер, как говорится, «не до жиру…».

В заключение небезынтересно отметить, что Кристин Лагард, занявшая недавно должность директора-распорядителя МВФ, в свою бытность министром экономики Франции активно занималась развитием и совершенствованием системы «ресторанных талонов», заявив на одной из пресс-конференций: «Это наш крупный проект, мы работаем над тем, чтобы покупатели имели больший выбор продуктов, на которые распространяются талоны…»

В Беларуси достаточно хорошо осмыслено сложившееся отставание от экономически развитых стран в сфере инноваций применительно к материальному производству. Пора внимательно присмотреться к инновационным технологиям и в социальной сфере, разработанным и активно используемым на протяжении нескольких десятилетий в большинстве развитых и развивающихся стран мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter