Процесс стирания граней

Почему присоединенные деревни остаются за городской чертой?

Почему присоединенные деревни остаются за городской чертой?


В жизни Гродно год назад произошло неординарное событие: его территория увеличилась в два с лишним раза. Небывалый прирост произошел за счет присоединения близлежащих пригородных земель, а вместе с ними — двух с половиной десятков деревень и поселков. Более десяти тысяч сельчан вмиг стали горожанами. Правда, пока больше на бумаге: в их жизни мало еще что изменилось. Жителями большого города они себя не почувствовали...


Рейд по новым окраинам я начал с Грандичей. Бывшая деревня на три километра растянулась вдоль трассы, ведущей от города к литовской границе. Она вплотную примыкает к улице Горького — самой длинной в Гродно. На удивление, здесь по–прежнему с обеих сторон стоят «деревенские» указатели: как вроде бы еще есть такой населенный пункт.


Первую остановку сделал у местного магазина. Небольшое здание при оживленной дороге давно стоит без ремонта. Открыл входную дверь. На прилавках — скудный выбор продовольствия: четыре сорта колбасы, один — сыра, два вида черного хлеба, в том числе залежалый и подгоревший «кирпичик». Да и как он может быть свежим, если его привезли за 40 километров из Скиделя? Торговая точка все еще остается в ведении Гродненского райпотребсоюза, поэтому и снабжается товарами собственных кооперативных предприятий, расположенных на удаленном расстоянии. Продавец смущенно объяснила, что покупателей тут мало, а стало быть, незачем завозить разнообразные продукты, другие повседневные товары.


Не соглашусь с этим. Сам видел, как люди пешком тащили из города сумки с продовольствием, которого в грандичском магазине днем с огнем не увидишь. А разве не нашлись бы покупатели среди многочисленных проезжающих, в том числе иностранцев? Почему бы не открыть тут придорожный кафетерий? К сожалению, пока сервис таков, будто находишься не в черте города, а за сотни километров от него...


Экскурсию по бывшей деревне я продолжил по улице Капличной. Еще недавно она называлась Садовой. Новые таблички на старые, нередко осунувшиеся и заброшенные хаты, пригвоздили рядом с прежним наименованием. На том перемены здесь закончились. Многочисленные ухабы на песчаной дороге остались нетронутыми. Зато выросла свалка, на которой валяются ржавые кузова машин. Кто их бросил — выяснить так и не удалось.


Хозяйка одного из домов на Капличной Юлия Яроцкая встретила у крыльца, рядом с которым в несколько рядов висело постиранное белье:


— У нас в семье двое маленьких детей. Артема каждый день возим в городской детский сад, а Полина, которой всего годик, со мной дома. Стирать приходится часто, но каждый раз на это тратится немало времени: воду беру из колодца, потом грею на плите. Печку топим дровами. А где их наберешься вблизи города? Нам бы котел поставить, газовую трубу проложить. Но пока даже разговоров таких нет. Да и с домом не знаю, что будет. Квартиру в нем муж получил от СПК «Путришки», где работает сторожем. Но хочет оттуда уходить: на зарплату в 250 тысяч рублей семью не прокормишь. Но оставят ли за нами жилье — так никто и не объяснил.


Юлии Яроцкой скоро придется снова стать гродненчанкой: раньше она жила в городе, а в Грандичи переехала после замужества. Правда, никаких справок еще не оформляла: некогда этим заниматься, детей не на кого оставить. А услуги по регистрации на дому никто не оказывает. Но больше хозяйку беспокоит не предстоящая бумажная волокита, а нынешние условия для проживания. О воде она не зря сказала. Врачи ей запретили пользоваться старым колодцем, который один в округе на десяток домов: никто его никогда не чистил. «Постоит в посуде колодезная вода, а потом осадок на дне остается, — сетует Юлия. — Но где взять другую?»


А вот жители бывшей деревни Колбасино «водную» проблему решили для себя давно: при попустительстве местной власти они «врезались» в соседнюю городскую сеть и на протяжении многих лет спокойно открывали краны. Когда же сейчас коммунальники города обнаружили явное воровство воды, то ужаснулись: подведенные трубы оказались разного диаметра. Как теперь их «узаконить» и привести в технологическую норму — пока никто не знает.


И такого «наследства» после присоединения территорий городу перешло немало. Одна из болевых точек — заброшенные гаражи, владельцев которых упорно ищут в администрациях Ленинского и Октябрьского районов Гродно. Пока тщетно. Еще одна серьезная проблема — всеми забытое русло реки Городничанки у бывшей деревни Подкрыжаки. Вдоль ее берегов годами валяется хлам. А ведь эта речушка течет дальше по историческому центру города, образуя популярное место отдыха для гродненцев и гостей города.


Но добавленные к Гродно земли и населенные пункты, оказывается, были не только с ухабистыми улицами, свалками и заброшенными лесами и водоемами... Я побывал на другой окраине — в Лососна. Последние годы эту деревню с одной стороны зажимали многоэтажки, с другой — коттеджи. Получить участок под строительство дома тут считалось престижно: рядом — Неман, чистая лесопарковая зона. Но расширению застройки мешала... средняя школа. Впрочем, в Гродненском райисполкоме и здесь нашли выход: отрезали часть ее территории и продали частникам. Не смутило даже то, что новому хозяину перепало место, где стоял... общественный туалет.


Этот объект без канализации, где не соблюдаются элементарные санитарные нормы, располагается в полусотне метров от двухэтажного кирпичного здания школы. За вырученные от торгов деньги новый туалет так и не построили. Более того, школу, в которой учатся 300 детей из соседних деревень, планировалось летом вообще закрыть. Поводом послужило то, что Лососна перешла под город. Коль так, то дети пусть учатся в городских учебных заведениях. Вот только чиновники не учли, что малышам каждый день придется добираться на занятия за десяток километров.


Родители, понятное дело, были категорически против такой перспективы. По этому поводу состоялось несколько собраний. Трудно сказать, чем бы завершилась эта история, если бы в нее не вмешался председатель Гродненского облисполкома Владимир Савченко. В итоге школу решено было не закрывать.


Точку на этом не поставили. Несколько месяцев назад сюда наконец–то пришли строители. Теперь полным ходом в самом здании возводятся два комфортабельных туалета. За счет городского бюджета. Директор школы Галина Манцерова надеется, что ремонтные работы, не проводимые здесь годами, продолжатся до тех пор, пока здание не приобретет современный и ухоженный вид.


Справка «СБ»


В апреле 2008 года к Гродно были присоединены 24 населенных пункта: пригородные деревни и рабочие поселки. Численность населения областного центра выросла на 10,6 тысячи человек. Вместе с населенными пунктами в городскую собственность перешли близлежащие поля, леса, водоемы, из–за чего территория Гродно увеличилась сразу в 2,2 раза.


Компетентно


Глава администрации Октябрьского района г. Гродно Сергей Пацевич:


— Конечно, инфраструктура деревень, присоединенных к Гродно, заметно уступает городской. Но в одночасье эту проблему не решишь, даже при достаточном количестве средств. Мы начали наводить порядок с того, что облагораживаем территории, вывозим накопившийся мусор, устанавливаем контейнеры. Чтобы ускорить эту работу, пошли, что называется, в народ. На помощь призвали старост деревень, и они охотно откликнулись. С нашей стороны — транспорт, специалисты, с другой — рабочие руки. Выравниваем грейдером дороги, засыпаем ямы. На очереди — асфальтирование улиц, замена заборов, прохудившихся крыш, ремонт магазинов, клубов, школ...


Фото Яна ГОЙДЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter