Процесс интеграции наших экономик будет делом непростым

Интеграция экономик России и Беларуси — одна из существенных проблем строительства Союзного государства. На эту тему размышляет председатель Комитета Государственной думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум

— Скажите, Мартин Люцианович, что мешает уже сегодня объединить экономики России и Беларуси? Ведь польза для народов двух стран от этого очевидна.
— Как ни оценивай путь, пройденный нашими государствами с момента распада СССР, нельзя не признать, что на сегодняшний день экономики наших стран очень разные. С одной стороны, Беларуси удалось избежать многих издержек, связанных с переходом к рынку, которые мы в полной мере испытали в России. Но с другой — следует констатировать: Россия продвинулась в деле создания современных рыночных институтов значительно дальше, чем Беларусь. Вот почему процесс интеграции наших экономик будет делом непростым. Конечно, непреодолимых препятствий здесь нет, коль скоро в свое время удалось объединить такие принципиально различные экономики, как западно- и восточногерманская. Но, по большому счету, здесь все зависит от политического решения лидеров наших стран относительно условий, на которых произойдет объединение России и Беларуси. Пока полного единства взглядов не просматривается, хотя, например, продолжается подготовка к принятию Конституционного акта Союзного государства. В последнее время на тему объединения было сделано много достаточно резких заявлений как с белорусской, так и с российской стороны. Не вижу здесь ничего драматического, поскольку путь к решению любой политической проблемы — открытое и честное формулирование позиций заинтересованных сторон.
На мой взгляд, позицию России можно сформулировать, перефразируя известное высказывание В.И.Ленина: “Каждый реальный шаг к объединению важнее дюжины самых идеальных программ”. Или, говоря его же словами: “Важно ввязаться в дело, а там видно будет”. Нужно только, чтобы это были реальные дела, прежде всего, конечно, в сфере экономики, а не декларации о том, как мы любим друг друга. Отмечу, что товарооборот между Россией и Беларусью в 2005 году составил примерно 15,8 млрд. долларов, то есть за последние 10 лет он увеличился в три раза. Из них экспорт из России превысил 10 млрд. долларов, импорт — 5,7 млрд. долларов. Россия поставляет в Беларусь нефть (на 4 млрд. долларов), газ (на 949,5 млн. долларов), электроэнергию (на 220 млн. долларов), а также двигатели, оборудование для промышленных предприятий и многое другое. В то же время Россия закупает в Беларуси грузовики, тракторы, обувь фирмы “Белвест” и ряда других предприятий, сельскохозяйственную продукцию и продукты питания.
— Что можно считать наиболее сильной стороной белорусской экономики? Какие ее секторы сегодня представляют реальный интерес для России в плане двустороннего сотрудничества?
— Беларуси удалось сохранить основные фонды крупных промышленных предприятий, таких, например, как БелАЗ или МАЗ, который за период с 2000 по 2005 год увеличил объемы производства в 1,7 раза. Это касается и высокотехнологичных производств. В Беларуси, например, работают предприятия электронной промышленности “Планар” и “Интеграл”, поставляющие свою продукцию на внешние рынки, например в Китай. Безусловно, Россия должна сотрудничать с Беларусью в области развития высоких технологий. Именно это направление представляется мне как председателю профильного думского комитета наиболее интересным. Такое сотрудничество уже ощутимо.
Успешно работают совместные российско-белорусские предприятия. Например, на Тушинском машиностроительном заводе производится окончательная сборка белорусских автобусов. Россия и Беларусь реализуют программы создания дизельных грузовых автомобилей стандартов “Евро-3” и “Евро-4”, которые смогут использоваться не только в России, Беларуси и других государствах СНГ, но и в Европе. Со стороны Беларуси в этой программе участвуют МАЗ, БелАЗ, Могилевский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей, со стороны России — ЗИЛ, КамАЗ, Ярославский моторный завод и другие предприятия. Хотел бы заметить, что большое внимание развитию отечественного автопрома уделяет и наш комитет. Недавно у нас прошли парламентские слушания, в которых участвовали руководители крупнейших предприятий отрасли. Многие из них развивают партнерские отношения со странами дальнего зарубежья. Но при этом мы не должны забывать о тех возможностях, которые дает сотрудничество со странами СНГ, в первую очередь, конечно, с Беларусью.
Разумеется, широкое поле для сотрудничества открывается и в таких отраслях, как освоение сырьевых ресурсов, производство минеральных удобрений, нефтехимия. Недавно, например, российская компания “Еврохим” в ходе аукциона получила право на разработку Гремячинского месторождения в Беларуси. Предполагается, что объем производства калийных удобрений составит 2 млн. тонн в год. В реализации данного проекта, возможно, примет участие белорусское предприятие “Белгеология”. Создается совместное предприятие по производству присадок для масел с участием белорусской компании “Нафтан” и российского “Лукойла”.
В то же время гомельское производственное объединение “Кристалл” выиграло тендер на производство алмазных деталей для хронометров, собираемых на Первом московском часовом заводе. Как видим, поле для нашего экономического взаимодействия очень широкое.
— Представители отдельных структур, заинтересованных в развитии двусторонних связей с Беларусью, отмечают, что законодательно-правовая база, регулирующая эти вопросы, отстает от реальных потребностей, а вопросы бюджетного финансирования межгосударственных программ и проектов разрабатываются у нас слишком медленно. Каковы препятствия?
— У нас действует Парламентское Собрание Союза России и Беларуси, которое достаточно эффективно решает все эти проблемы. Главное препятствие — неопределенность с перспективой образования единого государства, введения единой валюты и организации единого эмиссионного центра, формирования единого правового и экономического пространства.
Но, несмотря на это, активно ведется работа по созданию таможенного союза, единого транспортного и научно-технического пространств. Вообще же за последние 10 лет принято более 200 межгосударственных и межправительственных соглашений, охватывающих практически все сферы нашего двустороннего сотрудничества.
— Чем объясняется, что именно в Подмосковном регионе наиболее активно восстанавливаются утраченные экономические связи с Беларусью, растет товарооборот? Какие еще регионы стремятся к такому партнерству? Расскажите, что вам известно о совместном проекте, начатом в центре программирования в Дубне?
— Действительно, экономические отношения между Беларусью и Московской областью развиваются очень динамично. Думаю, это происходит потому, что и губернатор Борис Громов, и правительство Московской области непрерывно работают над поиском дополнительных ресурсов, которые могли бы ускорить экономическое развитие Подмосковья, придать ему новое качество. Столь же динамично развиваются и отношения между Беларусью и Москвой, Северо-Западным регионом, Карелией, Екатеринбургом и другими регионами и городами.
Руководство Московской области делает ставку на производство современной, наукоемкой продукции, которая во всем мире является визитной карточкой страны, свидетельством высокого уровня экономического развития. На это же направлены усилия и руководства Республики Беларуси.
Что касается центра в Дубне, то в прошлом году его посетила делегация Беларуси, в которую входили посол Беларуси в России, руководители Национальной академии наук Беларуси, Министерства промышленности, директора крупных предприятий. Было принято решение о целесообразности использования информационно-коммуникационной структуры Дубны для развития кооперации в области науки, образования и информационных технологий между Республикой Беларусь и Московской областью. Основные направления сотрудничества — энергетика, машиностроение, лазерные и оптические системы, медицинская техника, электроника, новые материалы и вещества, информационно-коммуникационные технологии, фундаментальные научные исследования. В частности, расположенный в Дубне НИИ “Атолл” будет сотрудничать с Белорусским государственным университетом в вопросах разработки цифровых линий связи, дубнинское предприятие “АпАТэК” и белорусское предприятие “Стекловолокно” будут разрабатывать и производить композитные материалы, ФГУП “Дедал” в Дубне вместе с белорусскими НПО “Монолит” и “Интеграл” займутся разработкой и производством новейших охранных систем, приборный завод “Тензор” в Дубне и белорусские предприятия освоят производство программируемых матриц.
Дубна — не единственный наукоград в Московской области, поэтому данный проект можно рассматривать как первый, но очень важный шаг в совместном развитии высокотехнологичных производств, опирающихся на сформированный еще в советское время гигантский научный и технологический потенциал наших двух республик.
— Расскажите, какие перспективы видите вы в развитии российско-белорусского оборонно-космического комплекса?
— В настоящее время идет совместная работа российских и белорусских оборонных предприятий над модернизацией зенитно-ракетных комплексов С-125 “Печора”. Новый комплекс получил название “Печора-2М”. По своим боевым возможностям он приближается к знаменитому комплексу С-300. Новое шасси для него, значительно повышающее его мобильность, изготавливается на Минском заводе колесных тягачей, а электронные системы — на предприятии “Алевкурп”, которое возглавляет профессор Александр Охрименко. Они позволяют обнаруживать самолеты противника на значительно большей высоте, чем это позволяли старые комплексы, даже когда этому активно препятствуют постановщики электронных помех. Активная совместная работа ведется и по модернизации самолетов МиГ и Су, при создании автоматизированных систем управления.
В настоящее время в России осуществляются работы по созданию истребителя пятого поколения, этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях нашего комитета. Думаю, белорусские предприятия могли бы принять участие в этом, равно как и во многих других перспективных проектах.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter