Как работают на местах четыре «аграрных» указа

Процесс иногда за пределами объяснимого

Нужна ли на данный момент реорганизация райсельхозпродов?
НЕОБХОДИМОСТЬ реформирования аграрного сектора назревает. Да, в расчете на душу населения по основным видам сельхозпродукции Беларусь занимает первое место в СНГ, входит в пятерку мировых лидеров по экспорту молочных продуктов. И все же ситуация в сельском хозяйстве страны далека от идеальной. Растет количество убыточных предприятий, увеличиваются суммы долгов. В прошлом году по поручению Главы государства создана межведомственная группа по решению проблемных вопросов в АПК. Плод совместной работы — четыре «аграрных» указа, направленные на повышение экономического благополучия сельхозпредприятий.

Как они действуют на местах, по каким критериям оценивать эффективность работы, нужна ли на данный момент реорганизация райсельхозпродов? На эти и другие темы «СГ» беседует с директором СХУ «Бобровичи» УП «Минскоблгаз» Воложинского района Геннадием БЫЧКОВСКИМ.

— Геннадий Владимирович, когда «Бобровичи» передавали «Минскоблгазу», это было весьма проблемное хозяйство. Сейчас вы лидеры по многим позициям не только в районе, но и в Минской области. Да и прошлогодняя урожайность зерновых под 65 центнеров с гектара дорогого стоит. Почти в два раза выше, чем в среднем по району.

— Больших секретов здесь нет. Только ТКС — технологии, качество, сроки. А еще повезло с инвесторами. Солидная организация, грамотные руководители. Все усилия вначале направили на ремонт водопроводов, поилок, техники на фермах, реконструкцию мехмастерской. Вторым этапом стало создание достойных условий быта. Провели горячую воду, обустроили комнаты отдыха для рабочих, начали масштабное,  по сельским меркам, жилищное строительство. Теперь Бобровичи — это современный агрогородок, в котором условия для жизни не хуже, чем в городе. Значительно обновлен парк техники, быстрыми темпами развивается животноводческая отрасль, солидных рубежей достигли в растениеводстве. Значит, усилия и средства потрачены не зря. Конечно, сказался и строгий контроль за всей производственной цепочкой от сева до уборки, а главное — трудолюбие и уверенность самих людей. Плюс передовой опыт, новые технологии, без которых сейчас не проживешь. Сама земля стала более требовательной, на ней дедовскими методами уже не похозяйничаешь.

— Как говорил в свое время Эйзенхауэр, планы, может, и бесполезны, но планирование обязательно…

— Здесь я полностью согласен. Как можно думать, скажем, об увеличении поголовья скота, если не знаешь, чем его завтра будешь кормить. К сожалению, мы делаем много лишнего, бесполезного для той же земли. В растениеводстве, например, необходимо рассчитывать оптимальное количество занятой техники, исключить из технологической цепочки ненужные операции, чем существенно поднять эффективность всех работ. На мой взгляд, сокращение затрат — один из основных путей повышения рентабельности сельхозпроизводства. Как говорится, минимум потерь — максимум отдачи. Вот у нас вместе с сушилкой построены помещения для хранения зерна. Это первый такой комплекс в районе. Раньше зерно складировали в Столбцах, Ивенце, платили за это, сейчас же сами предлагаем услуги, а на сушке зерна, поступившего из других хозяйств, зарабатываем неплохие деньги.

— Да и в животноводстве солидная прибавка…

— Именно здесь основные перспективы развития и процветания хозяйства. Сейчас до 90 процентов молока получаем сортом «экстра». А ведь еще совсем недавно этот показатель не доходил и до 50 процентов. Но без качественных кормов выше головы не прыгнешь. На них сейчас — особое внимание. У нас есть все возможности для получения с луговых угодий урожая по более низкой себестоимости. И хотя килограмм энергетического корма в зеленой массе пастбищ обходится хозяйствам в 4—5, а протеина — в 5—7 раз дешевле, чем в зерновых культурах, мы  еще только учимся пользоваться таким богатством.

— Основная ставка у нас на зерно…

— Да, по его производству на душу населения Беларусь превосходит развитые аграрные Германию, Францию, Нидерланды. Безусловно, такой уровень — важный показатель. Но придание исключительного приоритета зерну в сфере АПК подталкивает к постановке экономически несостоятельных задач: получить наибольший вал любой ценой, без учета реальной потребности, в ущерб другим отраслям, и в первую очередь кормопроизводству. В ряде хозяйств этот процесс вышел за пределы объяснимого. Мне представляется, что было бы разумным через государственные квоты довести до субъектов хозяйствования объемы производства, обеспечивающие продовольственную безопасность страны, необходимые страхфонды.

— Наверное, надо иметь в виду и экономику возделывания различных сортов?

— Бесспорно, хорошо, когда есть выбор. В Беларуси сегодня по меньшей мере десяток районированных сортов могут обеспечить урожайность до ста и выше центнеров с гектара. Но как в этом разнообразии ориентироваться специалистам конкретных хозяйств? Ведь одно дело — маяки, например, Гродненщины с их высоким плодородием почв и широкими материально-техническими возможностями, и совсем другое — подавляющее большинство других сельхозпредприятий, где урожайность зерновых еле достигает 30 центнеров, почвы хуже, да и ресурсы совсем не те. При принятии решений нужно отталкиваться от реальностей.

— Главным показателем эффективности работы называют прибыль в расчете на балло-гектар сельхозугодий. Именно на основании его предлагают оценивать профессионализм руководителя и его команды.

— А вот с таким подходом не согласен. Конечно, оценка должна быть, но по нескольким параметрам. Сельхозпредприятия сразу ставят в неравные условия. У одних тысяча-другая гектаров земли и основное производство — скажем, птицефабрика прямо за забором. У других — десятки тысяч гектаров. Должны быть видны все стороны деятельности — валовые и экономические, расход топлива, затраты и так далее. Необходим справедливый, комплексный подход. Внедрение именно такой системы поможет нам ежемесячно, ежеквартально оценивать самих себя, выявлять наиболее слабые или сильные места. Тогда можно справедливо оценивать эффективность работы.

— Такие тенденции, в принципе, должны отслеживать райсельхозпроды. Но у них просто руки не доходят. Сейчас активно обсуждается вопрос о необходимости этих органов...

— Думаю, что статуса юридического лица их лишать не стоит. Возможно, следует придать другие функции. Райсельхозпроды, комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию, другие управленческие структуры могут определять основные направления деятельности аграрного сектора, заниматься статистикой, распределением средств господдержки, реализацией сельхозпродукции. А вот технология производства — только у ученых и практиков. Да, районные сельхозслужбы реорганизовывать надо, но зачем рубить то, что работает? Уверен, они еще послужат аграриям, да и всем сельским жителям.

— Спасибо, Геннадий Владимирович, за интересное и откровенное интервью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter