Проценты потерянные и обретенные

Проводя 17 июня заседание Совета Безопасности по проблемным...

Проводя 17 июня заседание Совета Безопасности по проблемным вопросам социально-экономического развития страны, глава государства поставил перед правительством очень конкретные задачи: обеспечить сбалансированность бюджета и необходимый прирост валового внутреннего продукта. Отчитаться об этом публично предстоит по итогам работы экономики в I полугодии.

Комментируя результаты заседания, премьер-министр Михаил Мясникович обратил внимание на требование Президента обеспечить выполнение показателей социально-экономического прогноза и основных направлений денежно-кредитной политики. Так, темп роста валового внутреннего продукта должен составить 103,3 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Вновь и вновь обращается внимание на необходимость качественного роста экономики. А для этого следует «во-первых, активнее работать на экспорт, потому что у нас вся экономика настроена в основном на внешние рынки. Во-вторых, должна быть рентабельная работа предприятий, которая, безусловно, обеспечивается в том числе и через снижение складских запасов», сказал премьер-министр. Он предостерег от увлечения валовыми показателями, которое дает рост запасов на складах и ухудшает экономику предприятий.

Неплатежи, задержки или отсутствие расчетов за поставленные товары — одна из самых болезненных проблем в нашей экономике. Особенно если эти неплатежи — валютные, в рамках экспорта. Глава правительства обратил внимание, что дебиторская задолженность еще не означает, что предприятие или его дилеры работают плохо. Есть падение объемов продаж по объективным причинам, особенно на рынках России и Украины. На российском рынке наши экспортеры имеют, по данным премьера, продажи в сумме 83—85 % от уровня прошлого года. Что касается украинского рынка, то он упал наполовину. Внешняя дебиторская задолженность при этом остается высокой, но не безнадежной: скорее всего, эти деньги хотя с опозданием, но вернутся на предприятия.

Одним лишь экспортом обсуждение на Совете Безопасности не ограничилось. Составляющих экономической безопасности немало, а от них зависит и социальная стабильность, и спокойствие в обществе. Поэтому затрагивались также вопросы занятости и заработной платы. Она, как было отмечено, должна четко соответствовать уровню производительности труда. Пока же в реальном секторе зарплата явно идет впереди по темпам прироста. Зато, как сказал глава правительства, в этом году удалось заметно снизить материалоемкость и энергоемкость ВВП и промышленного производства в целом. А это значит, снижается степень зависимости от поставок энергоресурсов извне.

Но, конечно же, для такой открытой экономики, как наша, качество роста определяется конкурентоспособностью на внешних рынках. И даже просто благоприятностью ситуации. А с этим как раз с начала года сложно. Тут и события вокруг Украины и Крыма, и 20-процентная девальвация казахстанского тенге, и отголоски мирового кризиса на российских и европейских рынках… В итоге, несмотря на темп роста экспорта промышленной продукции по итогам 4 месяцев в натуральном выражении 101,5 % к прошлогоднему, в деньгах есть недобор. По словам Михаила Мясниковича, недополучено не менее 1,3 млрд. долларов, поскольку цены упали в среднем на 6—7 %, а также произошла заметная девальвация валют у основных торговых партнеров в СНГ — России, Украины, Казахстана. «И это «съело» еще 5—7 % нашего экспорта», — признал премьер-министр. При этом рынки третьих стран по промышленной продукции выросли на 15—20 %, а то и выше 20 %. Но недобор валютной выручки на рынках России и Украины не позволяет Беларуси выйти на 100 % и более в стоимостном выражении.

Не столь динамично, как в прошлые годы, развивается ситуация на внутреннем рынке. Розничный товарооборот в Беларуси в январе—мае вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,9 % — до 117,6 трлн. рублей, сообщили в Национальном статистическом комитете. На 8 % выросли продажи продовольствия, на 15 % — продажи непродовольственных товаров (к уровню 5 месяцев прошлого года). Структура товарооборота уже долго остается равновесной: продовольствия продается почти столько же, сколько промтоваров (перевес в пользу последних — лишь 1 процентный пункт).В расчете на душу населения розничный товарооборот с начала года составил 12,4 млн. рублей. А в январе—мае 2013 года он составлял 10,4 млн. То есть, если учитывать инфляцию, реальные объемы продаж почти не изменились. Очевидно, пока емкость рынка исчерпана и новых предпосылок для значительного роста товарооборота нет. И это побуждает государство вновь стимулировать рост внутреннего спроса, в том числе в рамках решения задач сдерживания инфляции и стабилизации рубля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter