Кредитные ставки будут снижаться вслед за инфляцией

Процент зависит от цен

Прошло более года с того момента, как Национальный банк взял новый курс монетарной политики. Изменения заметны: этой весной наш рубль дорожал по отношению к доллару, инфляция по сравнению с прошлыми годами замедлилась. Правда, у нынешней стабильности есть своя цена — высокие процентные ставки. О том, как сделать кредиты доступными, не разрушая тонкое равновесие в финансовом секторе, в беседе с аналитиком исследовательской группы BusinessForecast.by Александром Мухой.



— Ситуацию на финансовом рынке можно назвать стабильной. Однако у каждой медали есть и обратная сторона: производственники жалуются на высокие ставки по кредитам. Как нам решить эту проблему?


— Сегодня кредиты, которые получают наши предприятия, можно разделить на две категории: льготные, то есть те, что выдаются в рамках госпрограмм, и те, что предоставляются на рыночных условиях. Ставка по первым может быть на уровне 9 процентов годовых — ниже уровня инфляции. Доля таких кредитов — около 40 процентов. МВФ считает, что это много и говорит, что эту цифру нужно снижать, чтобы к 2020 году отказаться от подобных преференций. Процесс идет. Так что стратегия, на мой взгляд, верная. Высвободившиеся средства банки могут направить в рыночное русло, что  будет способствовать снижению ставок по рыночным кредитам. Сейчас они для предприятий значительно выше инфляции. Это объясняется тем, что существует серьезный разрыв между фактическим уровнем индекса потребительских цен и инфляционными и девальвационными ожиданиями. Здесь нужно просто запастись терпением: когда инфляция будет снижаться, меньше будет становиться и плата, взимаемая банками, за риск.

— И все же в основе экономики лежит производство. В ЕС и США для поддержки предприятий прибегают к политике количественного смягчения, запуская в оборот дешевые деньги, что, помимо всего прочего, стимулирует внутренний спрос.  Почему мы не используем такой подход?


— В первую очередь, у нас существенно различаются темпы инфляции. Если в ЕС и США ее могут немного отпустить и это пойдет на пользу, то мы получим заметное ускорение темпов инфляции, а в худшем случае — гиперинфляцию. Еще один момент — и в ЕС, и в США достаточно конкурентоспособная экономика. У нас же, следует признать, уровень монополизации значительно выше, что делает цены менее гибкими. В целом здесь много сложных моментов. Так или иначе, пока мы объективно не можем следовать по пути, которым идут ЕС и США.

Если же говорить о внутреннем спросе, то отмечу, что в прошлом году мы достигли максимума накоплений  физлиц в банковском секторе. И в этом плане дальше искусственно стимулировать рост сбережений вряд ли есть смысл. Другой вопрос — стимулирование потребительского кредитования на покупку белорусских товаров. Почему бы и нет? Но здесь нужно взвешивать все за и против и понимать, где мы возьмем средства на такое льготное кредитование.

Кроме того, я не стал бы преуменьшать важности финансовой стабильности. Низкая инфляция очень важна. Она отвечает интересам всех субъектов национальной экономики — и предприятий, и населения, и государства, и иностранных инвесторов. Чем меньше инфляция, тем меньше снижение нашей покупательной способности.

В целом смягчение монетарной политики возможно, на мой взгляд, только когда мы опустим инфляцию до 5—6 процентов в год. При таких низких темпах инфляции у предприятий и иностранных инвесторов будет возможность составлять реалистичные бизнес-планы, а в этом случае повысится эффективность реализации инвестиционных проектов.

— Если эпоха дорогих кредитов затянется, как не потерять предприятия?

— В условиях экономического спада наши банки не наращивают, но и не уменьшают кредитный портфель.  Никто не мешает нашим предприятиям занимать деньги за рубежом. Например, значительные средства из кредитных линий Всемирного банка не осваиваются. Отчасти виной тому неумение работать по правилам международных организаций — составлять отчетность по МСФО, соблюдать международные технические стандарты. Но у наших предприятий есть возможности использовать такие ресурсы. Когда речь идет о стратегических предприятиях или о перспективных производствах, которые столкнулись с некоторыми трудностями, такие объекты можно временно финансировать напрямую из бюджета. Возможно и увеличение их кредитования через банки, но при условии, что сами заводы будут работать над снижением издержек, внедрением новых технологий, поиском новых рынков сбыта и так далее.

— Чего ожидать в нынешнем году?

— Думаю, нам удастся удержать инфляцию в рамках прогноза — 12 процентов, хотя это будет и непростая задача. В нынешнем году, на мой взгляд, можно ожидать дальнейшего снижения ставки рефинансирования, а также ставок по операциям Национального банка. В данном случае монетарная политика Нацбанка направлена на обеспечение не просто финансовой стабильности в стране, но и на поддержание баланса интересов заемщиков и вкладчиков. Резких колебаний здесь ждать не стоит, процентные ставки будут снижаться постепенно.

На что бы вы взяли кредит?


Об этом у жителей Брестчины спросил собственный корреспондент “НГ” Артем Кирьянов.

Юлия Дубина, архитектор:


— В голову приходят два варианта: квартира и автомобиль. Живу в съемном жилье и хотелось бы улучшить условия, но это, боюсь, пока нереально. Поэтому задумываюсь о собственной машине. До работы ехать не так близко. Но, честно говоря, еще сомневаюсь, стоит ли решаться на этот шаг. Все-таки авто тоже нужно постоянно обслуживать, а это всегда дополнительные траты.

Лилия Петлицкая, руководитель интернет-проектов:


— Я принципиально против кредитов. Даже в тяжелой ситуации, когда дела с собственным бизнесом шли не очень хорошо, никогда не брала в долг у банка под проценты. По-моему, сейчас это слишком тяжелая ноша. Пока проценты высокие, даже не думаю о ссуде. Если есть такая возможность, проще одолжить какую-то сумму у родных или надежных партнеров.

Дмитрий Босак, журналист:

— В современных условиях тяжело жить без чьей-то поддержки. Если речь идет о мелком кредите, например, на бытовую технику, то на него я согласился бы без сомнений.

Но если о крупной ссуде, например на жилье, то вряд ли я когда-нибудь пойду на этот шаг. Понятно, что среднестатистическая семья будет очень долго копить на собственную квартиру, а ведь в собственном доме хочется жить уже сейчас. Да, кредит — это выход из ситуации. Но все же я считаю, что жить нужно по средствам и рассчитывать на то, что имеешь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter