Процент вместо группы инвалидности

КОГДА человек теряет часть здоровья, он становится инвалидом. В чем измерить эту потерю? Нынешняя трехгрупповая система медицинской экспертизы, которая практикуется в республике более полувека, себя изжила. В Европе и США утрата общей трудоспособности исчисляется в процентах. Плюсы такой схемы уже оценили страны Прибалтики, а с 2013 года к ним присоединятся Молдова и Армения. А возможно, и наша страна: Минздрав поручил РНПЦ медэкспертизы и реабилитации разработать новую систему определения инвалидности.

В Беларуси планируют ввести новую систему определения утраты общей трудоспособности.

КОГДА человек теряет часть здоровья, он становится инвалидом. В чем измерить эту потерю? Нынешняя трехгрупповая система медицинской экспертизы, которая практикуется в республике более полувека, себя изжила. В Европе и США утрата общей трудоспособности исчисляется в процентах. Плюсы такой схемы уже оценили страны Прибалтики, а с 2013 года к ним присоединятся Молдова и Армения. А возможно, и наша страна: Минздрав поручил РНПЦ медэкспертизы и реабилитации разработать новую систему определения инвалидности.

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью, а ранее председатель ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» Сергей Дроздовский обеими руками за нововведение. Он неоднократно вносил подобные предложения и надеется, что в скором времени они будут реализованы. Тем более что и Всемирная организация здравоохранения призывает нашу страну прибегнуть к Международной классификации функционирования ограничения жизнедеятельности и здоровья.

Согласно инструкции по определению инвалидности с рекомендациями МКФ, надо учитывать не только состояние здоровья человека, но и социальные факторы. Например, где он живет — в городе или отдаленной глубинке. На каком этаже, есть ли в доме лифт, а на улице безбарьерная среда — пандусы, тротуары с ровным покрытием, широкие двери, чтобы людям с ограниченными возможностями было легче передвигаться. Проект новой системы утраты общей трудоспособности планируется включить в отраслевую научно-техническую программу «Медицинская экспертиза и реабилитация», запланированную на 2013—2015 годы.

Благодаря процентной системе оценка состояния здоровья каждого инвалида будет более детальной и подробной, считает исполняющая обязанности главврача Витебской областной медико-реабилитационной экспертной комиссии Светлана Радецкая. 4,4 процента населения самого северного региона республики — инвалиды. Ежегодно к этой группе причисляются около пяти-пяти с половиной тысяч человек. И к каждому нужен индивидуальный подход.

По всей видимости, «нездоровых» людей по новой системе станет больше. Однако это не значит, что все будут получать социальную пенсию. Позднее определят процент, при котором она назначается. Остальные могут пользоваться иными льготами. Например, дополнительными средствами реабилитации.

Впрочем, чтобы отладить систему, потребуется время. Специалисты не спешат слепо отказываться от нынешних критериев определения инвалидности в пользу пока еще непонятных процентов. А изучают опыт Германии, Польши и Израиля, чтобы разработать свою модель — действенную и четкую. Затем опробуют ее в так называемый переходный период, когда параллельно с существующими группами будут вводиться проценты утраты трудоспособности.

Впрочем, любое ноу-хау, помимо прогрессивного опыта, таит в себе и некий риск. В данном случае, по мнению Сергея Дроздовского, возможно искусственное занижение процента, а соответственно, и степени инвалидности. Остаются также вопросы, требующие обязательного уточнения. Например, насколько проще станет процедура переосвидетельствования и подтверждения группы, а в дальнейшем — процента общей нетрудоспособности? Какие критерии оценки будут определяющими? Смогут ли участвовать в процедуре сами инвалиды?

Конечно, существующая система инвалидности по группам, пришедшая к нам еще из военно-полевой медицины, устарела. Но и в новой есть много подводных камней. В обязательном порядке нужно все проработать, продумать, просчитать. По большому счету, важна не система, а то, что дает она инвалиду.

Можно и с третьей группой замкнуться, а можно и с первой устроиться на работу и получить два высших образования, убежден Николай Апанович из деревни Медно Брестского района. Несмотря на то, что он в 14 лет потерял зрение, в свои 29 — образован, умен и общителен. Сейчас работает по первой специальности — учителем истории в школе, но может написать компьютерную программу. Ведь по второму образованию молодой человек — «специалист по внедрению информационных технологий на предприятии, экономист-юрист». Правда, признается, пришлось побегать по инстанциям, чтобы доказать свою «трудоспособность».

— Первая группа считается нерабочей, с ней не так-то просто устроиться куда-нибудь. Сразу, как слышат, дают от ворот поворот, — вспоминает он. — Разрешения медицинские собирал долго, комиссии проходил. Но, считаю, если чего-то хочешь добиться, обязательно добьешься. Даже несмотря на физические недостатки. Кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет — причины. В наше время у людей с ограниченными возможностями есть и неограниченные — компьютер, Интернет, GPS-навигаторы и прочие изобретения, которые помогают не замыкаться в себе, а жить полноценной жизнью.

Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»

К СЛОВУ

Сегодня в Беларуси на учете состоят 504 403 инвалида. В том числе 25 562 ребенка в возрасте до 18 лет. Ежегодно впервые людьми с ограниченными возможностями признаются около 45 тысяч человек. А 7—8 лет назад эта цифра достигала 55 тысяч.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter