Процент «европейской крови»

Новый шок для Брюсселя: Ирландия проголосовала против Европейского договора

Новый шок для Брюсселя: Ирландия проголосовала против Европейского договора. В четверг там проходил референдум по вопросу о ратификации Лиссабонского договора о реформировании Европейского союза. Ирландцы должны были ответить на вопрос: хотят ли они поддержать этот несколько ослабленный вариант всеобщего европейского закона (о полноценной Конституции Евросоюза речь уже не идет, ее отвергли на референдумах в Нидерландах и Франции в 2005 году) или нет?


Министр юстиции Ирландии вчера признал, что большинство избирателей высказалось на референдуме против Лиссабонского договора о реформировании Европейского союза...


«Нет», донесшееся после Парижа и Амстердама теперь уже и из Дублина, заставляет задуматься. Документ должны одобрить все 27 стран — членов ЕС. Как отмечают эксперты, в случае отклонения соглашения на референдуме в Ирландии ЕС может ждать политический кризис.


Кстати, европейские дела и нам небезразличны. «Да ну–у, — возразят мне тут же въедливые читатели, — какое же имеет для нас значение ирландский референдум? Ирландия далеко...»


Да, Ирландия далеко, а Евросоюз совсем близко, на том берегу Буга. Евросоюз — наш самый ближайший сосед и партнер, с которым мы имеем ровно столько же километров общей границы, сколько и с Россией. А своих товаров мы продаем европейцам даже больше, чем россиянам: доля стран ЕС в общем объеме белорусского экспорта составила 43,8 процента, а России — 36,5 процента...


Да дело даже не в процентах. Дело в европейской самоидентификации, европейской культуре, европейской самобытности... Мне кажется, недооценка этого фактора, а точнее, даже недооценка стран, которые по своему месторасположению в Европе усиливают, а не ослабляют европейское единство, и сослужила плохую службу Европейскому договору.


Отвлекусь на мгновение от их референдума и расскажу о дискуссии на журналистском Форуме стран — участников Центрально–европейской инициативы (ЦЕИ) во Вроцлаве, в которой мне довелось недавно участвовать. Так вот там у моих коллег, представляющих Польшу, Австрию, Венгрию, Украину, Молдову, и автора этих строк возник вопрос: а много ли граждан в этих странах чувствуют себя европейцами?


Поразил украинский журналист, сообщивший, что, по итогам соцопросов, таковых среди украинцев только 25 процентов (по результатам исследования, проведенного с 17 по 31 марта фирмой Ukrainian Sociology Service). 70% граждан Украины не ощущают себя европейцами...


Признаться, я не знаю, проводились ли подобные исследования у нас, но когда коллеги на форуме во Вроцлаве задали аналогичный вопрос мне, не колеблясь ни минуты, я ответила: 100 процентов белорусов ощущают себя европейцами. Странный вопрос — не азиаты же мы... Кстати, сидевший рядом со мной австриец добавил: «Беларусь — последняя европейская страна, где еще живут европейцы».


Поверьте, именно в этой шутке (в которой только доля шутки) кроется вся соль проблемы, которая все больше и больше волнует граждан стран ЕС. Они терпят настоящее нашествие эмигрантов, имеющих мало общего с европейской культурой и менталитетом. И в качестве протеста против такой «Европы» голосуют против европейской Конституции, как это сделали французы, голландцы, а теперь и ирландцы. Своим «нет» они высказались прежде всего за сохранение собственной европейской культуры и европейского образа жизни.


...На моем мониторе появляется все больше подробностей из Дублина. Ирландский министр Европы Дик Роч в интервью агентству Франс Пресс признал, что первые результаты «выглядят плохо».


В 2001 году ирландские избиратели отвергли договор Ниццы о принятии в состав ЕС стран Восточной Европы. Расширение состоялось только после повторного референдума, который вызвал много критики. В этот раз правительство не намерено проводить референдум второй раз.


Когда появились сообщения о результатах референдума в Ирландии, курс евро относительно доллара упал на биржевых торгах до самой низкой отметки за последний месяц — 1,53 доллара за евро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter