Протокол - витрина гостеприимства

Служба государственного Протокола МИДа отмечает в эти дни юбилей.
Служба государственного Протокола МИДа отмечает в эти дни юбилей. 10 лет назад Президент подписал указ, который придал существовавшей еще со времен БССР протокольной службе особый статус. Несмотря на то, что в МИДе БССР был протокольно-консульский отдел, свое лето-счисление служба ведет именно с этого момента. Наша страна одна из немногих, кто подписывал в 1945 году Устав ООН. При Организации Объединенных Наций действовала миссия, в которой работали белорусские дипломаты. Так что опыт протокольной работы у белорусов был значительный.

Суверенная Беларусь установила дипломатические отношения со 153 государствами и активно включилась в сложную и разветвленную систему международных отношений. При этом не будем забывать, что современный мир при всей его модернизации и глобализации с древнейших времен не изменился в одном - каждый его представитель свято чтит национальные традиции и того же требует от своих партнеров. Одно неосторожное слово, даже неправильно поданное на приеме блюдо может испортить многомесячную работу целого министерства.

Но в то же время дипломатия - это не реверансы на паркете, а жесткая, изнурительная, долговременная борьба за национальные интересы. Об этом рассказал начальник службы госпротокола Василий Михайлович Маркович, с которым мы встретились, чтобы познакомить читателей "СБ" с особенностями Протокола.

"Любой шаг высокого зарубежного гостя не обходится без участия Протокола, - рассказывает Василий Маркович. - Протокол готовит, проводит и заканчивает визит".

Сам по себе Протокол - это своего рода джентльменский набор обязательных почестей, которые должны быть оказаны гостю. К примеру, вывешенный флаг принимаемой стороны в аэропорту, гимн, возложение венка на площади Победы, официальная церемония встречи, которая проводится в резиденции Президента, рота почетного караула, кортеж мотоциклистов, сопровождающий высокого гостя, рассадка за столом...

Какого-то писаного универсального протокольного кодекса, по словам Василия Михайловича, нет. Историей выработан некий общий набор церемониала, который и был принят за правило во всем мире. Во все времена гостя встречали достойно. Во все времена старались познакомить иностранца с мощью державы. Выстраивали войска, показывали крепостные стены, осыпали подарками. Словом, делали все, чтобы гость остался доволен и увез с собой выгодное впечатление о стране. Это главная цель Протокола и сегодня. Хорошо проведенный визит - это прямые выгоды государству: контракты, договоры, межправительственные соглашения.

Что касается национальных особенностей Протокола, то их, по свидетельству моего собеседника, не так уж и много. В общем и целом, как уже говорилось, Протокол содержит стандартный набор почестей, а дальше идут нюансы, вытекающие из особенностей принимающего государства. На приемах в восточных странах, как правило, присутствуют лишь мужчины. У нас же своя отличительная черта: особая практика вручения верительных грамот. Дипломаты зарубежных государств имеют возможность лично пообщаться с Президентом, что встречается в мире довольно редко. В политике такое общение дорогого стоит.

В целом протокольная служба - это первое место, куда обращаются зарубежные миссии со своими заботами - будь то охрана посольства или организация визита. Она же готовит проекты посланий Президента, Премьер-министра и министра иностранных дел в адрес зарубежных коллег. Организует крупные торжества, приемы от имени Президента или Премьер-министра, встречи различных уровней и обеспечивает визиты.

Главный принцип - чем менее заметна работа Протокола, тем более качественно он отработан. Любой визит иностранного гостя - это по минутам и пунктам расписанная программа. Сотрудники службы обязаны четко следить за исполнением графика. Появление на "горизонте" перед должностными лицами сотрудника Протокола означает, что пора двигаться дальше.

Сбои, конечно, бывают. Допустим, по программе на беседу отведен лишь час, а участники разговора выходят за рамки отведенного времени. В таком случае программа "поджимается".

В принципе, по словам Василия Михайловича, гость всегда должен следовать пунктам программы, разработанной Протоколом. Это требование продиктовано хотя бы соображениями безопасности. Допустим, если речь идет о больших официальных визитах - за три-четыре, а то и пять дней до начала протокольная служба уже на месте, уже проходит маршрут визита и согласовывает тонкости и детали. Поэтому любые нестандартные ситуации - это часто плоды нарушения Протокола. И тем не менее они случаются.

К примеру, в Астане буквально накануне заседания глав государств ЕЭП внезапно изменилось место встречи президентов. По программе, она должна была пройти в президентском дворце, но была перенесена в отель "Интерконтиненталь". Белорусской службе Протокола пришлось в авральном режиме знакомиться с особенностями нового места. Изучать расположение зала, маршруты выхода и т.д.

Критиковать коллег за недочеты, а то и провалы в среде протоколистов не принято. Напротив, обе стороны всегда заинтересованы красиво выйти из чрезвычайной ситуации. Нашу протокольную службу отличают собранность, обязательность и оперативность. Потому как ее сотрудники всегда на острие, всегда в гуще событий, что требует от них моментального анализа и реакции на происходящее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter