Противоречие образования

Педагогические размышления на старте Года здоровья
Педагогические размышления на старте Года здоровья

Круг взрослых, которые призваны заботиться о состоянии здоровья детей, совсем неширок — родители, врачи и учителя. И кажется, каждый со своей стороны делает все возможное. Почему же тогда слова «болезнь» и «учеба» становятся едва ли не синонимами? Журнал «Здаровы лад жыцця» публикует пугающие цифры: лишь 10 процентов школьников имеют нормальное здоровье, у 40 процентов диагностируются хронические заболевания, у 50 процентов — функциональные отклонения. Кто же виноват в том, что к абсолютному большинству наших детей не применимо понятие «здоровый ребенок»?

Мы родом из детства

...но, к сожалению, не выполняем своих обязательств перед детьми — «чужими» и своими. Есть о чем задуматься коллегам–учителям. Или мы все забыли? Как классный руководитель пересаживал нас с парты за парту по своему усмотрению; как в школе советовали, с кем водиться и что читать; как преподавали тот предмет, который нам не нравился, и не ставили в расписание любимых уроков; как пугали «единицами» и «двойками»; как вывешивали в классах списки «плохишей»; как писали злые письма на работу нашим родителям? Что касается здоровья, то подразумевалось: все в норме. Вот и сейчас мы лишь отмечаем отсутствующих на уроках и не тревожимся, когда одновременно в классе болеет один, два, три, четыре ученика. Не эпидемия — и ладно! За 35 лет педагогической практики не припомню ни одного случая, чтобы вместе со справкой о болезни лечащий доктор передал в школу заключение о причинах заболевания. Только освобождение от физкультуры и рекомендации по диете.

Говорят, что всему причиной неправильное питание и экология. Это ли главное? Или наша «стрессовая» педагогика, наши «гуманные» учителя и школьные «радости»? Думаю, не случайно в записках детей, добровольно ушедших в мир иной, часто упоминаются имена педагогов, виновных в трагедии... Так в чем же проблема? В противоречии. Образование, с одной стороны, самый демократичный институт, помогающий ребенку продвигаться по социальной лестнице независимо от происхождения, дохода семьи и т.п. А с другой — оно в определенной степени разрушает человека, который, впоследствии воспроизводя ставшую привычной модель отношений «ученик — учитель», переносит ее на людей, на природу. Может быть, мы так обижены на свое детство, что, взяв власть в классе в свои руки, мстим современным детям... неосознанно?

Груз знаний

Наконец–то мы признали, что наши дети перегружены. Сегодня большинство младших школьников «выплывает» только за счет помощи родителей, а в старших классах без репетиторов уже не обойтись. Надо отдать должное Министерству образования, которое разрабатывает множество рекомендаций, как можно уменьшить физические, умственные и психологические нагрузки при обучении. Мы ввели 12–летнее обучение в средней школе, чтобы перевести детей на долгожданную пятидневку, к которой призывает Президент на всех совещаниях по проблемам реформируемой системы образования. С точки зрения здоровья растущего человека речь идет об элементарном дополнительном выходном (который, кстати, имеют все взрослые). И как только чиновники не понимают, что при одном выходном (воскресенье) учащиеся 5 — 11–х классов гимназий и лицеев отдыха не имеют вообще! Почему? Потому что в воскресенье нормальный ученик готовит уроки на понедельник. Мы несколько раз безуспешно пробовали дозвониться в субботу до наших руководителей, законодателей: у них выходной, а дети почему–то должны работать нон–стоп... Пожить бы нам, взрослым, их жизнью: «иди к доске!», шесть, семь, восемь уроков в день или три–четыре пары, конкурсы, олимпиады, конференции, вступительные экзамены в начальную школу, в пятый класс, в гимназические и лицейские классы. Обратите внимание, мы уже не говорим, что дети имеют право просто погулять! У них не хватает времени для самостоятельной работы, для увлечений, для хобби, для полноценного отдыха, снимающего накопившуюся за неделю усталость. Уверен: именно перегруженные школьные будни — причина низкого качества знаний и, что еще опаснее, плохого здоровья наших детей.

Впрочем, речь пока о нормальном ребенке. А если он очень умный и талантливый? Что только не сваливается на его голову! И экономика, и юриспруденция, и политология, и экология, и медицина, и заочные курсы, и творческие школы. А если школьник становится кандидатом на медаль? Тогда нужно постоянно доказывать всевозможным комиссиям начиная с 8–го класса, что он имеет на это право.

Попытайтесь понять и нас, учителей. Во–первых, мы не имеем права изменять количество предметов и часов, отводимых на их изучение, то есть обязаны выполнить учебный план. А недельная нагрузка гимназистов и лицеистов не делится на пять дней. Выход один — составить расписание уроков на шесть. Во–вторых, мы должны взрастить победителей олимпиад, помочь выпускнику получить максимальный средний балл аттестата и подготовить к централизованному тестированию. А значит, высокими баллами подтвердить родителям, что их чадо — умница и что их моральные и материальные затраты ненапрасны, и, конечно, доказать коллегам, что мы самые лучшие учителя и что наша гимназия — лучшая! В–третьих, мы — не медики и все, кто приходит на занятия, считаются как бы здоровыми. Только в самых тяжелых случаях врачи ставят в известность классного руководителя, а он — работающих с классом учителей, что этот ребенок болен и к нему нужен индивидуальный подход... Но может ли все это служить оправданием?

Минздрав не предупреждает. Почему?..

Будет несправедливо оставить в стороне третье действующее лицо — врача. По сути, на его глазах происходит физическое и психологическое становление ребенка. Но почему на коллегиях Министерства образования, где рассматриваются вопросы здоровья учащихся, редко выступают медики? И наоборот: почему на соответствующие заседания коллегии Министерства здравоохранения не приглашаются авторы перегруженных учебных планов? Удивительно не только отсутствие официальных контактов двух министерств, но и то, что учебные планы Министерства образования проходят экспертизу в Министерстве здравоохранения. Ведь именно в кабинетах этого ведомства утверждаются наши до беспредела перегруженные учебные планы. Почему же стало нормальным учиться с перегрузками, шесть дней в неделю, то есть работать больше, чем взрослым?

В начале 2007 года Министерство здравоохранения издало в новой редакции свой главный документ, который обязан стоять на защите детского здоровья, — санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно–воспитательного процесса общеобразовательных учреждений». Мы, работники образования, ждали этот документ с надеждой. Ведь именно врачи имеют перед собой объективную картину состояния здоровья наших детей и могли бы внести перелом в ситуацию.

В новых санитарных правилах есть странные «допуски», разрешающие на официальном уровне перегружать ребенка. Вот примеры: «оптимальной является организация уроков... в одну смену с 9.00 (допускается с 8.00)», «уроки во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30. При невозможности выполнения данного требования целесообразна (?! — Авт.) организация учебных занятий в режиме 6–дневной рабочей недели (?! — Авт.)». В таблицах расчета максимально допустимой учебной нагрузки мы находим удивительные цифры. При шестидневной учебной неделе у семиклассников допустимая учебная нагрузка 31 час в неделю. При этом на домашние задания отводится 2,5 часа. Умножим 2,5 часа на 6 дней, получим 15 часов в неделю. Сложим время уроков с временем, отведенным на домашнюю работу, получается узаконенный рабочий день уже (!) семиклассника — 46 часов! А если спортом занимаешься? Когда школьник может отдыхать? Только на каникулах? И как тогда быть с Конституцией, где установлено, что для взрослого «рабочая неделя не превышает 40 часов»? Нельзя нам, взрослым, провозглашать лозунг: «Сохраним здоровье детей!» — и закрывать глаза на явные несообразности. Тем более в Год здоровья.

Владимир РАЗУМОВИЧ, директор экологической гимназии № 3 Барановичей, член Белорусской ассоциации директоров школ.

От редакции

Тема, поднятая в статье давнего автора нашей газеты, к сожалению, не нова. И что грустно, набирает остроту. Кажется, в начале 90–х была озвучена цифра: современные учащиеся гуляют 20 минут в день — по дороге в школу и домой. И специалисты и родители, помнится, по этому поводу сильно сокрушались: мол, бедные дети. Время прошло, а что изменилось? Но почему попытки разгрузить школьников оборачиваются очередными перегрузками? Почему, как послушаешь, так все — папы–мамы, учителя, медики — озабочены здоровьем (точнее, нездоровьем) ребят, вот только здоровье лучше не становится? Почему вопросы есть, а вот с ответами?.. С ответами как–то неважно. Давайте искать их вместе. И педагоги, и детские врачи, и родители. Ждем ваших писем. Отклики можно присылать на редакционную электронную почту admin@sb.by и сайт «СБ».

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter