Против течения

Лишенная родительских прав мама нашла в себе силы, чтобы изменить судьбу, вернуться к детям Ирина Стародубова считает себя счастливой мамой. Она вырастила троих замечательных детей, живущих уже самостоятельной жизнью, и воспитывает младшего, пятнадцатилетнего Максима, который еще не выпорхнул из родительского гнезда. Девять лет назад она могла потерять это счастье, умноженное на четыре. Но вовремя одумалась и поняла, что самое дорогое для нее — дети...

“Чудесное” лекарство — губит
Взрослую жизнь Ирина начала довольно рано. В двадцать вышла замуж. Вскоре родился сын. Жизнь шла своим чередом, тихо и спокойно до поры до времени. Семейная идиллия нарушилась, когда Ирина полюбила другого. Бросив мужа и забрав сына, она сыграла свадьбу с любимым. Родила ему девочку и мальчика. Думала, теперь ее жизнь наладилась. Но судьба обошлась с ней жестоко: любимый муж ушел к другой.
Женщина осталась одна с тремя детьми на руках. Помощи ждать было неоткуда. На зарплату инженера вчетвером не проживешь. От работы Ирина получила трехкомнатную квартиру, куда переехала с семьей. Но лишилась заработка. Ей поставили ультиматум: мы тебе — квартиру, а ты увольняешься по собственному желанию.
Так и жила: без мужа, без постоянной работы. Подрабатывала то посудомойкой в кафе, то уборщицей. Попытки наладить личную жизнь не увенчались успехом. Родился четвертый ребенок. Но новоиспеченный папаша отказался принимать участие в его воспитании.
От всех проблем Ирина нашла для себя спасение в рюмке водки. На работе — тогда она торговала фруктами в палатке — находилась с утра до вечера. Выпивала то “для сугрева”, то для настроения, то в целях залечивания душевных ран. Оставшиеся без внимания дети стали прогуливать школу, младшего Максима из садика никто не забирал.
2000 год стал для Ирины Аполлоновны самым несчастливым. Сначала она получила свидетельство о смерти второго мужа. Затем многодетную маму лишили родительских прав. Старший сын к тому времени обзавелся собственной семьей. Младших — Юру, Надю и Максима — распределили по детским домам.
Для Ирины это стало настоящим ударом. Она приходила с работы в пустую квартиру, где когда-то ждали ее дети, и долго плакала. А в мыслях было одно: вернуть их обратно. Больше всего болело сердце за младшего сыночка, которому тогда было всего шесть лет. Она почти каждый день приходила в восьмой минский детский дом, проводила с ним все время, отведенное для посещений, приносила сладости, разговаривала с малышом.
Через год на место директора детского дома пришел Николай Жигамонт. Он сразу обратил на Ирину внимание, заметил, что она не такая, как большинство мам-кукушек, что есть еще надежда вернуть ее к нормальной жизни. Николай Владимирович уверил женщину, что забрать ребенка можно, надо только перестать пить. И Ирина смогла взять себя в руки. Чтобы быть поближе к сыну, она устроилась уборщицей в этот детский дом, брала дежурства по выходным. Вскоре администрация разрешила матери забирать ребенка на выходные домой: они знали, что там все нормально.
Так прошло долгих шесть лет. Старшие дети давно окончили школу и попрощались с детским домом, Максиму исполнилось двенадцать лет. За это время не было ни дня, чтобы Ирина Аполлоновна не думала о сыне. Она ходила в церковь, читала Евангелие, много молилась. А просьба к Богу была всего одна: чтобы Максим жил рядом с ней. И ее самое заветное желание исполнилось. Три года назад...
С чистого листа
Сейчас у Ирины Стародубовой совсем другая жизнь. Они живут вдвоем с Максимом в одной из комнат той же квартиры. Две кровати, шкаф, стол, кресло — вот и вся мебель. Остальные две комнаты сдаются квартирантам. Живут на зарплату уборщицы Молодежного театра, вот и приходится искать дополнительный доход.
Но Ирина не жалуется. Она очень любит свою работу. Театр помог ей открыть для себя другой мир. Здесь иные люди, иное общение, все друг друга знают и поддерживают. Утверждают, что театр начинается с вешалки. Но Ирина не согласна: театр начинается с гримерки. Именно здесь можно увидеть артиста таким, какой он есть: без грима и без масок. Сын с удовольствием составляет маме компанию, когда Ирина собирается на спектакли в качестве зрителя.
Кроме походов в театр им есть чем заняться, о чем поговорить. Ирина хоть и признается, что человек необщительный, с сыном общий язык нашла. А одинаковых интересов на пальцах не пересчитать. Они вместе смотрят научные и художественные фильмы, читают энциклопедии и другие книги, ходят в кино, на выставки. За все годы Максим ни разу ни в чем не упрекнул маму, не напомнил ей о прошлой жизни. Наоборот, он старается поддержать ее в любую минуту. Не только морально, но и материально. Благо сейчас при школах создаются центры вторичной занятости.
Воспитывать Макса не трудно: парень он послушный, прилежный. Правда, покуривает, как многие подростки, зато к спиртному равнодушен. Он понимает, что именно алкоголь когда-то сломил маму. Максим признается, что во время разлуки очень скучал по маме. Однажды в восьмилетнем возрасте даже удрал из пионерского лагеря и один приехал к ней в Минск из Столбцов. И каждый день надеялся, что очередной мамин визит в детский дом закончится возвращением домой. Навсегда.
В детском доме у Макса осталось много друзей, которых он не забывает и по сей день. На протяжении этих шести лет мальчик каждое лето ездил в Италию. Благодаря этому Максим превосходно знает итальянский язык. А еще он научил маму есть яичницу ножом и вилкой: за границей все так делают.
Несмотря на большое количество одинаковых интересов, у каждого есть “лично свой” мир. Для Максима это спорт. Его называют “мальчик с мячиком”. Чего только не перепробовал непоседливый подросток: и футбол, и волейбол, и баскетбол. До этого занимался тэквондо, акробатикой, греко-римской борьбой. Но связать свою жизнь хочет с архитектурой, чтобы построить маме красивый дом.
А Ирина, живя в городской квартире, хочет быть поближе к природе. Поэтому у них вся комната в растениях, которые маме приносит дочка Надя. Ухаживает за цветами только хозяйка дома. А вот собаку, кота и крысу, тоже обитающих в их квартире, она воспитывает вместе с сыном. Сначала решили ограничиться котом. Но на год Крысы дочка преподнесла маме символичный подарок. Иметь в доме грызуна, конечно, неплохо, но Ирина Аполлоновна боялась наступления года Быка. К счастью, вместо рогатого зверя появился дружелюбный питбуль.
Пройдя тернистый путь от непутевой мамаши до нормального человека, Ирина Стародубова помогает исправиться тем родителям, которым грозит лишение родительских прав. Ей очень больно видеть, что они идут ее дорогой. Ведь Ирина Аполлоновна знает, что такое одиночество.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter