Против слома есть приемы

Сегодня в Брестской области 17 тысяч домов, которые не заселены на постоянной основе...

Где-то как грибы вырастают новые кирпичные коттеджи, а где-то доживают свой век старые дома. Сегодня в Брестской области 17 тысяч домов, которые не заселены на постоянной основе. Многие из них используются наследниками как дачи. Но большинство - это отжившие свой век хибарки, уродующие деревенские улицы. Со дня принятия Указа "О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности" прошло пять лет. Недавно прокуратура Брестской области в очередной раз проверила, как он выполняется. Представления и предписания об устранении недостатков направлены во многие районные исполкомы. Но бывают исключения. На территории Знаменского сельсовета Брестского района, например, за счет пустующих домов благоустраивают деревни: асфальтируют улицы, ставят заборы. В 2009 году сельсовет выручил с продажи заброшенных усадеб 30 миллионов рублей, в минувшем - почти 18 миллионов.


От Бреста до приграничной Знаменки - 27 километров. Областной центр с агрогородком связывают асфальтированная дорога и "железка", по которой несколько раз в день курсируют дизели. Все близлежащие деревни окружены лесом. Значит, свежий воздух, грибы, ягоды обеспечены. Плюс живописные озера поблизости - это "фишка" для рыбаков. На природных факторах и решил сыграть председатель Знаменского сельсовета Сергей Головенко.


- Признавать дома ветхими и сносить - это наши затраты в 2 - 2,5 миллиона рублей. С учетом географического расположения на таких домах можно и нужно зарабатывать деньги, - решил Головенко, когда его избрали на должность руководителя. И не прогадал.


Садимся в председательскую машину, берем с собой старосту деревни Знаменка Василия Герасимука и отправляемся на окраину села смотреть один из домов, который скоро будет выставлен на продажу. Дом без окон и дверей сельсовет намерен продать за... 7 - 8 миллионов.


- Дом никудышный. Зато какая здесь природа! На участке, кроме плодовых деревьев, растут сосны и березы. В пятидесяти метрах - речушка. Это просто мечта для горожанина, который ищет уединения, - уверен Василий Герасимук.


Староста знает, что говорит. В деревне немало пустующих домов купили украинцы и россияне. Но купили у наследников. А "ничейные" дома имеет право продавать только местная власть. Правда, вначале нужно приложить усилия, чтобы стать собственником заброшенной усадьбы.


- Списки пустующих и ветхих строений направляем в райисполком. Потом даем объявления в газету - а вдруг наследники объявятся? Затем суд передает строение местной власти. Но при малейшей ошибке судья возвращает нам документы, - Сергей Головенко соглашается, что процедура непростая, кропотливая и необходимая. Случись недоработка, так даже четвероюродный внук, который видел деревенский хутор в туманном детстве, может предъявить финансовые претензии. Но в Знаменском сельсовете ничего подобного, к счастью, не случалось. В других бывало.


Из Знаменки едем в Збунин. За сельмагом сворачиваем на улицу, где год назад был продан дом. Василий Герасимук глазам не верит, увидев вместо развалюхи кирпичный особняк:


- Какой молодец!


Это он о новом хозяине. Сергей Головенко вспоминает, что старый дом с заросшим участком ушел с аукциона за 16 миллионов рублей. Покупатель торговался до последнего, пытаясь сбить цену. В результате сдался. Уж больно места здесь красивые. Хозяину выделили 25 соток, чтобы можно было вести хозяйство. Появится желание взять больше земли - пожалуйста.


В Збунине три пустующих дома, судьбу которых решать сельсовету. Сейчас один готовится к продаже. Меня впечатлил мастерски выполненный фронтон. Купят эту хатку - древнюю свидетельницу событий как минимум позапрошлого века - не ради фронтона, а ради участка. Но ведь это не запрещено.


- Мы и земельные участки выставляем на аукционы. Один сумели за 6 миллионов продать, - уточняет Сергей Головенко.


По закону все деньги, полученные с таких продаж, должны идти на благоустройство. Еще несколько лет назад гостей Знаменки встречали огороды на центральной улице. Теперь - декоративные деревья, а летом - цветники. От улиц дома отгорожены бетонными заборами.


- Пришлось постараться, - чувствуется, что староста Василий Герасимук болеет за деревню душой. И хоть получает за свои труды да тревоги всего ничего - 35 тысяч рублей в месяц, он - первый помощник председателя сельсовета.


- Я ведь приезжий, а Василий Иванович - здешний. Его уважают, к его мнению прислушиваются, - у Сергея Головенко немало добрых слов находится и в адрес старост других деревень. Так как у Знаменского сельсовета большие планы, нужна поддержка сельчан. Что намечено? Уже нашлись инвесторы, желающие построить на хуторе у Знаменки туристический комплекс: гостиницу, ресторан, сауну с бассейном, автосервис. Ожидаемые инвестиции - около двух миллионов долларов. Если все сложится, как задумано, в самой Знаменке уже другой бизнесмен построит бар на 100 посадочных мест и бильярд. Жизнеутверждающим сельским реалиям способствует и бюджет: недавно построен и уже заселен новый двухэтажный дом (двухкомнатная квартира ждет лишь доктора, в котором нуждается амбулатория), отремонтированы школа, Дом культуры. В деревне есть отделение банка, музыкальная школа, баня...


Будь моя воля, я бы повесила в кабинете у Сергея Головенко диплом - "Сельсовет, благоприятствующий инвестициям". А если такую оценку задокументировать на областном уровне, будет еще один привлекательный момент для бизнесменов, ищущих, где выгодно вложить деньги. А значит - хороший стимул для развития приграничья.


Компетентно


Ирина Чернявская, заместитель начальника отдела прокуратуры Брестской области:


- Не всегда принимаемые органами исполнительной власти меры по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов оказывались действенными. Работа по упорядочению учета пустующих и ветхих домов за два последних года существенно ослаблена. Повсеместно выявлены недостатки, на которые уже указывалось после прокурорской проверки в 2008 году. Это - нарушения ведения районного регистра учета пустующих домов, небрежное ведение документов, отсутствие публикаций о таких строениях в местных СМИ, слабая работа с собственниками. Суды, рассматривая дела о передаче домов исполкомам, не всегда удовлетворяют иски.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter