Быть или не быть контактным зоопаркам?

Против шерсти не гладить

Плохие новости всегда заметнее. Вот и сообщения об инцидентах в контактных зоопарках разлетаются мгновенно, обрастая множеством скандальных интернет–комментариев, а заодно серьезно подрывая репутацию модного развлекательного заведения для всей семьи. Увы, вроде бы прирученные животные — а уже трижды укусили детей в Гомеле. Сначала это были енот и кролик, а последний инцидент — когда лиса укусила за лицо 2–летнего мальчика — стал поводом для прокурорской проверки. Совсем недавно в Бресте енот укусил бабушку... Над контактными зоопарками у нас сгущаются тучи? Ведь сам за себя говорит такой факт: если раньше заявлялось, что в Минске появятся как минимум шесть таких заведений, и один за другим открылись четыре, то теперь их осталось лишь два — в торговых центрах «Тивали» и «Титан». Да и те уже выставлены на продажу. Их директор объяснил ситуацию так: «Московский учредитель выходит из бизнеса, поэтому деньги было решено перенаправить в другое дело». А вообще, что мешает развитию, казалось бы, столь перспективного направления? 


Владельцы контактных зоопарков в один голос уверяют: «Животные просто защищались!» Например, в администрации брестского заведения считают, что причиной агрессии енота могло стать только некорректное поведение со стороны человека. Мол, женщина пыталась отогнать от своей внучки хищника, который уж слишком активно интересовался блестящим украшением на ее обуви. Посетительница это отрицает. В истории с лисой аналогичная картина: исполнительный директор зоопарка Татьяна Хорошко предполагает, что «лиса задела ребенка зубами, когда он от нее отмахнулся». Причем кто–то из сотрудников якобы даже видел, как мальчик наступил животному на лапу... Но мама малыша убеждена: лиса без всякой причины вдруг цапнула сына за лицо. Как там оно было на самом деле — остается только догадываться. Ведь ни свидетелей, ни камер... Кстати, а почему их нет? 

Словом, общественность разделилась на несколько лагерей. Одни полностью оправдывают животных: «Если даже кролик кусал детей, то здорово же детки его достали!» Другие считают негуманной саму идею контактного зоопарка, предлагая владельцам самим хотя бы на неделю сесть в клетку: «...И пусть бы вас там все тискали, пинали ногами, хватали за уши... А потом и поговорим о впечатлениях». Третьи советуют пострадавшим требовать компенсацию за причиненные животными травмы через суд. Есть сторонники довольно спорных компромиссов: «А что если хищникам подрезать зубы и обломать когти?» И очень многих «умиляет» запись в книге замечаний и предложений, оставленная в брестском зоопарке сыном потерпевшей бабушки: «Скажите, пожалуйста, почему клиентам не предоставляется информация о том, что животные могут укусить и что ответственность за это заведение не несет?» Разве это не ясно по умолчанию?

Комментарий

Семейный психолог Наталья Панфилова: 

— Знакомство с животными — идея, безусловно, хорошая. Но контактные зоопарки уходят в другую крайность, позволяя детям слишком многое. В живой природе погладить, скажем, лисичку невозможно — от этого нужно отталкиваться. Объяснять детям, что относиться к живым существам нужно бережно, что в условиях природы ты это животное не сможешь ни поймать, не погладить. Отрывая бабочке крылья, ребенок не понимает, что она умрет, — в его фантазии она отрастит себе новые, а эти, красивые, останутся у него. Задача взрослых — объяснить, к каким трагическим последствиям это приведет. Дети должны понимать, что если перейдут границу, то совершат непоправимое. А если человек хлебнул вседозволенности, то в будущем он станет транслировать ее не только на всех других животных, но и на людей... Чтобы составить наиболее адекватное представление о животном, недостаточно просто посмотреть на него или погладить по шерсти. Нужно «принюхаться» к нему, понаблюдать за повадками, послушать, какие звуки оно издает... Все это недоступно в контактных зоопарках — здесь вы увидите просто ожившую картинку, которую через короткое время заменят на другую. Мне кажется, что смысл контактного зоопарка — разрешить максимально близко подойти к животному, а не замучить его до смерти. Если хотите приблизить ребенка к природе, сходите с ним в лес, отвезите в деревню к бабушке, которая содержит домашний скот... А можно подыскать нового друга, о котором ребенок будет сам постоянно заботиться, в приюте для животных.

* * *


Руководствуясь принципом «лучше один раз увидеть», я решила побывать в контактном зоопарке в торговом центре «Титан» под видом обычной посетительницы. И понаблюдать. Причем не только за животными, но и за людьми. Для достоверности пришла с 9–летним сыном Ваней. Выяснив, что мы здесь впервые, приветливая администратор Ольга предложила внимательно ознакомиться с правилами посещения, заострив внимание на пункте 9: «При обращении с животными будьте внимательны и осторожны! Помните, что даже самый ласковый и нежный зверь всегда остается зверем, и у него есть острые зубы, когти и копыта...»

— Что это значит? — настороженно интересуюсь. — Нас могут покусать? У вас были такие случаи? 

— У нас не было. И, конечно же, все хищники одомашненные, специально выведенные. В общем–то они даже не видели своей естественной среды обитания. Но если животное спровоцировать неаккуратным или невежливым обращением... Впрочем, в таких случаях и человек может ответить агрессией, не правда ли? 

Спору нет. Пункт 10 правил предупреждал, что «гладить животных и брать на руки детям разрешается только под наблюдением взрослых и с разрешения сотрудников». Пункт 11 рекомендовал «не приближать животных к лицу, не дразнить их, не пугать громкими звуками и резкими движениями». 

— И, пожалуйста, отключите вспышку. Животным она очень не нравится, — добавила Ольга, заметив, что раздел правил «Категорически запрещено», где об этом говорится, я изучила лишь по диагонали. — А если кто–то из наших обитателей уж очень приглянется, не стоит душить его в объятиях — можно и задушить. В России такие случаи были... 

К слову, пункт 14 обязует посетителей, причинивших ущерб животному, оплатить выезд ветеринарного врача и стоимость лечения в полном объеме. Обратная ситуация в правилах, надо сказать, не рассматривалась... 

Вымыли руки, надели бахилы и зашли. Повезло: мы в этот день оказались первыми посетителями — часа два все внимание зверей и персонала доставалось только нам. (Говорят, в будний день сюда приходят человек 80, а в выходные — всегда аншлаг.) Сотрудник зоопарка Павел, заметив нашу нерешительность, пригласил зайти к обаятельным и очень пушистым альпакам. «Могут плюнуть, если учуют в вас конкурента за еду...» — предупреждала надпись на вольере. Поэтому Ваня принялся их щедро угощать ко всеобщему удовольствию. С «драконовидной» игуаной мы чуть не целовались — сотрудники зоопарка заверили в ее полной безопасности. Полюбоваться ежиком Павел разрешил только из его рук, дескать, может и уколоть, и укусить... Лисы сами нас панически боялись и все время прятались в домики. Правда, Павел призывал не стесняться их оттуда выуживать. Такой же трусливой оказалась и невероятно мягкая шиншилла, но все же позволила потереться о нее щечкой. В вольер к носухам не пускали — мол, сейчас у них брачный период, могут быть неадекватными... 

— Кроликов в руки брать нельзя! Только кормить и гладить! — раздалось предупреждение. В вольере резвилось, как минимум, 30 ушастых. Тесновато... Даже когда мы там были только вдвоем, я все время боялась на кого–то наступить и постоянно призывала Ваню быть как можно внимательнее. А если сюда зайдут человек пять? 

Павел заверил, что все посетители очень аккуратны: 

— И потом, мы стараемся пускать в вольеры одномоментно только определенное количество людей. 

Но все же позднее признался, что не все так гладко: 

— Бывает, сюда приходят и не очень воспитанные дети. Поняв, что животные неопасны, начинают проявлять к ним неуважение, вести себя развязно... Но мы тут же пресекаем подобное!


Значит, провоцирующее поведение посетителей и тут наблюдается? Ответ появился, стоило увеличиться числу гостей зоопарка. Видимо, не все читают правила посещения даже по диагонали и не всем понятны запреты, озвучиваемые персоналом. Только при нас Павел три раза сделал замечание по поводу сверкнувших в глаза животным вспышек фотокамер. Дважды при мне с криком «ой!» роняли на пол кроликов... Одна мамаша, приведя в зоопарк двух близнецов примерно полутора лет, упорно совала им в руки морскую свинку, чтобы сделать милое фото. Но дети уворачивались, поэтому ей пришлось зажать животное в руке и сфотографировать его на фоне детей. Свинка все стерпела... 

Прямая речь

Юрист Анастасия Жаврид, организатор школы зоозащитников «Лапа Закона» и центра по защите животных «Анималекс», считает контактные зоопарки явлением абсолютно негативным:

— Когда пару лет назад контактные зоопарки начали преподносить себя как эффективную пет–терапию, я обратилась к законодательству и вот что выяснила: понятие «контактный зоопарк» там вовсе отсутствует. Есть нормы, регламентирующие деятельность традиционных зоопарков, нормы содержания диких, а также домашних животных. И все! В 2015 году я обратилась в ряд министерств, где мне подтвердили, что отдельных правил для контактных зоопарков действительно не существует. А раз нет установленных законом правил — выходит, не к чему и придраться? На мой взгляд, логично предположить, что на владельцев зоопарков распространяется такая же ответственность за действия их питомцев, как на владельцев собак. То есть — полная. Кроме этого, стремление человека погладить дикое животное мне кажется противоестественным, эгоистичным и не имеющим ничего общего с приобщением к природе. Стремление заточить животное в крошечный вольер, лишив возможности бегать по лесу, — тоже. Поэтому не стоит удивляться, когда попытки обойти законы природы заканчиваются плачевно — так мир диких животных не изучают.

eversman@sb.by 

Фото автора.

Советская Белоруссия № 27 (25162). Четверг, 9 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter