Протез эмоций

Гламурные миражи для «профсоюза мажоров»
Гламурные миражи для «профсоюза мажоров»

Который день размышляю над горемычной судьбой Бритни Спирс. Что особенно тревожит моих друзей — я размышляю вслух. Ну жалко мне ее! 25 лет человеку всего, а уже все было: браки, разводы, публичные скандалы, нервные срывы, рождение детей, лишение родительских и водительских прав... Сможет ли бедняжка Бритни найти в себе такие нечеловеческие силы, чтобы вернуть утраченное звание поп–принцессы? С этими мыслями я, как заведенная, снова и снова набираю в интернет–поисковике ее имя, и мое чувство вины растет с каждой новостью об очередной неприглядной выходке популярнейшей героини таблоидов. Потому что смутно догадываюсь: прийти в себя Бритни было бы гораздо проще, если бы за каждым ее шагом и вздохом не следили миллионы наших глаз и ушей. Но, видимо, этим миллионам, так же как и мне, уже не прожить без ежедневной порции красивой жизни от голливудских небожителей, которая благодаря гламурной Бритни с ее негламурными проблемами становится как–то ближе и доступнее. Вон у моей соседки по лестничной площадке проблемы почти такие же. «А одеваюсь я не хуже иных знаменитостей, — как говорила одна из героинь популярной советской комедии, — журнал «Бурда» читаем ежемесячно»...

Хотя, если подумать, ну что мне далась эта Бритни, когда в собственной жизни не все гладко? Зато в любой компании я легко поддержу необременительный разговор, затем куплю себе очередной номер гламурного журнальчика, поглазею на красивых людей в красивых нарядах и интерьерах, мысленно примерив все это на себя, — и на душе полегчает... Кстати, вы заметили, как ненавязчиво, но прочно вошло в наш лексикон это сладкое слово — «гламур»? Магазин цветов «Гламур», свадебный салон «Гламур», на киноафишах и книжных развалах — везде сплошной гламур...

Но внятно объяснить, что это такое, смогут, пожалуй, немногие, хотя определенные (и вполне конкретные) ассоциации возникнут у каждого. «Шик, блеск, красота, тра–та–та, тра–та–та», — пели отчаявшиеся клоуны в старом советском фильме «Цирк», пытаясь создать видимость полноценного шоу на фоне своих ограниченных возможностей. В общем–то наш гламур — примерно то же самое.

Вот–вот объявят очередных «50 самых красивых и успешных людей Минска». Похоже, вслед за Москвой и у нас приживется эта традиция. Хотя что с этим списком делать дальше — непонятно. Первую попытку определить самых–самых отметили многие СМИ, но после этот реестр красоты и успешности практически нигде не публиковался. Потому что едва ли не половина имен «избранных» все равно ничего не сказала бы даже большинству минчан, не говоря уже о прочих. Может, для начала завсегдатаям модных клубов, составлявшим список, стоило ограничиться десятком по–настоящему известных людей?

Вообще, белорусский гламур — явление довольно забавное. Донельзя пафосное и с полным отсутствием чувства юмора. И события тут свои, специфические... Получив награду MTV за лучший альбом в Минском Дворце спорта, «Ляпис Трубецкой» уже через каких–то полчаса не проходит фейс–контроль в одном из столичных клубов, куда, как выясняется, в кедах не пускают. А тем временем в другом столичном клубе создают «Профсоюз мажоров» под девизом «За продвижение гламура и пафоса», в уставе которого предусмотрены ежемесячные заседания (!), отчеты о проделанной работе и съезды. Ничего не напоминает?

Наша массовая увлеченность гламуром — не просто компенсация за стерильное советское детство. По большому счету, это мир, знакомый с детства. Коммунизм таки победил! Ведь в мире, который создают глянцевые журналы и куда так хочется попасть, все успешны, счастливы и красивы (современная полиграфия — высочайшего качества!), а еще там нет денег — их просто не принято считать. Но, увы, этот мир возможен лишь как виртуальный, столкновение с реальностью его тут же разрушает. Потому что реальность никогда не сможет быть такой безупречной. Ведь считать деньги нам, настоящим, все же приходится. Вот и проваливаются аукционы модных нарядов от Ивана Айплатова и модных картин от Алексея Хацкевича. А входящие в моду гонки на лимузинах, «украшенных» потеками ржавчины, и соревнования по метанию отслуживших свой век «мобильников» возле Национальной библиотеки не создают даже иллюзии гламурной жизни...

Гламур — это шоу в чистом виде. Героям таблоидов невозможно завидовать, как невозможно завидовать персонажам кино. Зато им можно подражать, им можно сочувствовать — и, право, сочувствовать Бритни Спирс куда проще и приятнее, чем соседке, периодически будоражащей весь подъезд... «Гламур стал протезом эмоций. Он позволяет сопереживать чужой жизни, ничего не делая для того, чтобы она стала твоей», — читаю у известного эссеиста Александра Гениса. Точно! Ведь даже «Ляписам» мне гораздо сложнее посочувствовать, чем Бритни. Нужно напрячься. Иначе кто поверит в мое сочувствие, когда я даже не позвонила Сергею Михалку узнать, как он там, отвергнутый гламуром...

Кто–то подумает: и что это я занялась тут самобичеванием, жертва гламура нашлась... Так ведь я, граждане, одна из вас! Знаете, какие книги приносят нынче наибольший доход минским книжным магазинам? Отнюдь не детективы и женские романы о любви в XVIII веке. Это все в прошлом! Продавцы книг, с которыми я на днях задушевно общалась, открыли мне глаза на новые истины: наибольшим спросом сейчас пользуются всевозможные пособия по психологии, НЛП (так называемому нейро–лингвистическому программированию) и справочники типа «Анатомия успеха. Как стать богатым за 25 дней». А заодно — все, что связано с жизнеописанием звезд и буднями незабвенной Рублевки от Оксаны Робски и близких ей по духу новых «писательниц». Дружными рядами мы уходим от реальности в мир роскоши, обещающей гармонию. В мир, где нет болезней и старости, где не бывает слякотной зимы, а денег всегда хватает. Где можно разбогатеть за 25 дней и ничего тебе за это не будет... Достаточно верить, что где–то такой мир все–таки существует, и тогда реальные будни кажутся лишь временным препятствием к непременному успеху...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter