Просвещение светом веры

Вчера в  главный храм Беларуси доставлены  мощи крестителя  Руси Сегодня по случаю торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Руси и 30-летнему служению митрополита Филарета на земле Белой Руси, в столицу Беларуси прибывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В рамках празднования, как уже писала «Р», запланирован ряд мероприятий и встреч. Одно из важных знаменательных событий состоялось уже вчера: в Минский Свято-Духов кафедральный собор принесена частица мощей святого равноапостольного князя Владимира...

Вчера в  главный храм Беларуси доставлены  мощи крестителя  Руси

Сегодня по случаю торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Руси и 30-летнему служению митрополита Филарета на земле Белой Руси, в столицу Беларуси прибывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В рамках празднования, как уже писала «Р», запланирован ряд мероприятий и встреч.

Одно из важных знаменательных событий состоялось уже вчера: в Минский Свято-Духов кафедральный собор принесена частица мощей святого равноапостольного князя Владимира. 

Первой киевской княгиней, принявшей христианство, была Ольга, правившая Русью во время малолетства сына своего Святослава. Около 955 года она приняла крещение от самого Константинопольского Патриарха. Правда, сын ее Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить языческих богов. Однако святая княгиня Ольга просвещала светом веры Христовой и  внука…

Именно ему, святому князю Владимиру, обязана Русь — и Великая, и Белая, и Малая — своим крещением.

Но, чтобы понять все величие подвига князя, нужно оценить, каким он был до крещения. 

…Склонить князя Владимира к принятию своих законов стремились многие могущественные соседи.  «Повесть временных лет» рассказывает, как  князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — монахом,   пришедшим из Византии.  Монах  показал Владимиру «умозрение в красках» — икону Страшного Суда. От проповеди и от иконы князь получил сильное эмоциональное впечатление и стал склоняться к православию.

Жизнь князя после крещения полностью переменилась. Владимир отказался от многоженства, дал свободу бывшим наложницам. Чуждыми стали ему хмельные пиры и безудержное веселье. Он стремился жить по христианским заповедям, обходил больницы и тюрьмы, раздавал милостыню, утешал больных, а меч поднимал только для защиты своего государства.  

Переворот, совершившийся в душе князя, стал чудом, которое невозможно было бы без благодати Божией. Но личное крещение Владимира (в крещении — Василия)  было лишь первым шагом на пути просвещения светом веры. Ему предстояло научить жить по законам милосердия и справедливости свой народ.

…Сохранилось предание, что апостол Андрей, ученик Иисуса Христа, поднялся по Днепру до той горы, где потом вырос Киев, поставил крест и предсказал, что здесь будет великий город. Согласно летописи, в 988 году все население града Киева торжественно крестилось в водах Днепра. 

 Князь собрал людей на берегу реки, в водах которой их крестили византийские священники. Взрослые входили в воду держа детей на руках. А Владимир молился и благодарил Бога за просвещение своего народа.

Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом   утверждения христианства на русских землях. С той поры князь начинает заботиться об устроении православных храмов, приглашает священников, ученых, зодчих, иконописцев, развивает образование и культуру. Вместе с христианством на Русь приходят письменность и книги. Страна набирает силу, ширится и постепенно становится  могущест­венной державой, принятой в семью европейских государств.

«Владимир Красное Солнышко»  — этими ласковыми словами православные люди древности мудро выражали свое отношение к личности князя-крестителя. 

 Красным Солнышком вошел он в историю и остался в ней до наших дней.

О святыне

В середине 17-го века при раскопках Десятинной церкви в Киеве митрополитом Петром (Могилой) был обретен мраморный саркофаг с мощами и надписью, удостоверяющей их принадлежность великому князю Владимиру, принявшему  христианскую кончину в 1015 году. 

Спустя год мощи были торжественно перенесены в Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры, где находились в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. А часть мощей святитель Петр передал в Свято-Успенский собор Московского Кремля.

После революции святыня хранилась в экспозиции лаврского Музея культов и быта. Перед войной известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов увез мощи для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград, но во время блокады они бесследно исчезли. Научный коллектив Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника совместно с Украинской православной церковью на протяжении многих лет ведет поиск утраченной святыни.

27 июля 2004 года в Свято-Успенском соборе Лавры в месте, где исторически находился ковчег с мощами, были установлены мемориальная доска и икона равноапостольного князя. А в  2005 году, по просьбе Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киев возвратилась и часть мощей, подаренная в свое время Успенскому собору Московского Кремля.

Именно эта святыня доставлена вчера для поклонения в главный храм Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter