Простые вещи

Осенняя премьера Галины Адамович
Те, кто следит за творчеством белорусского документалиста Галины Адамович, знают, что этот режиссер живет вдалеке от того, что принято называть богемой. Адамович подчеркнуто дистанцируется от суеты столицы, ее иногда пошлого карнавала, от растиражированных медийных лиц, понятий моды или актуальности. Ее недавняя трилогия о белорусской деревне, состоящая из трех фильмов — «Боже мой», «Заведенка» и «Святой грешный», — получила в разное время различные призы и дипломы на фестивалях в Кракове, Тегеране, Карлови–Вари, Серпухове, Кишиневе, Саратове, Ереване, Костроме. Это был успех и бесспорный успех, рожденный в каких–то совершенно глухих уголках, тихих белорусских деревеньках, порой даже не нанесенных на географическую карту.

Успех этот можно объяснить по–разному. Живым интересом к кино из Беларуси, удачно найденной общей интонацией трилогии, где умещаются и боль, и юмор, и тоска по чему–то несбывшемуся, — чувства, понятные на всех континентах, или же просто особым качеством этого разговора — некой деликатностью. Невмешательством в жизнь своих героев, к которым автор не испытывает ничего, кроме благодарности. Кинообщественность за эти годы все же немного утомилась от пафосных работ Майкла Мура, превратившего документальное кино из искусства в политический памфлет самого грубого помола. Кино Адамович — это возвращение к истокам документального жанра. «Запечатленное время» — как называл кино Тарковский. Адамович не навязывает свою точку зрения. Фиксируя повседневную жизнь своих героев, она работает методом наблюдения. Втайне надеется, что зритель поймет, почувствует, считает второй слой повествования. Сделать это, по ее собственному признанию, способен не каждый. «Многие, к сожалению, видят только картинку, не прочитывая того, что за ней», — признавалась Галина в интервью нашей газете.

Новая работа талантливого документалиста принципиально отличается от того, что было раньше. Впервые Адамович решила обратиться к жизни публичной персоны, знакомой каждому интеллигентному белорусу, — замечательному писателю Алесю Адамовичу.

Наш телефонный звонок застал режиссера в Москве непосредственно за работой.

— Давайте только быстрее, очень мало времени, — сразу предупредила Галина.

— Расскажите, чем сейчас заняты?

— Монтирую фильм об Алесе Адамовиче. Он называется «Путешествие из Минска в Москву и обратно». Премьера запланирована на 3 сентября — день рождения писателя, а в этом году еще и 80–летие.

— Почему именно Адамович?

— Не хочется, чтобы личность такого масштаба забывали. Мы удивительным образом не ценим как своих современников, так и ушедших классиков. Конечно, фильм вряд ли переломит сложившуюся ситуацию, но мы выполним свой моральный долг перед памятью прекрасного писателя и публициста.

...Наверное, Галина действительно права. Такие фильмы нужно снимать. В 2004 году, напомним, в Могилевской области были задержаны двое подростков, устроивших погром в доме писателя на самой окраине поселка Глуша. Дверь была взломана, партизанские фотографии писателя были приколоты на стенах ножами... После ареста юные вандалы 17 и 18 лет заявили, что никаких «фашистских побуждений» у них не было и что они не знали, к кому пробрались в дом.

Только достучится ли до таких это новое кино — вот вопрос...

Алесь Адамович для наших кинематографистов — фигура, хорошо изученная. В свое время о нем делал фильм и известный белорусский документалист, художественный руководитель студии «Летопись» Михаил Ждановский. Но уверен, что и в 2007 году такая лента необходима.

— Мой фильм назывался «Кардиограмма», — вспоминает Михаил Андреевич. — Это было лет 5 — 7 назад. Галина обращалась ко мне за некоторыми материалами.

— На ваш взгляд, что–то новое можно сказать о такой фигуре?

— Конечно. Когда я снимал «Кардиограмму», одним из героев фильма был секретарь ЦК КПБ по идеологии А.Кузьмин. Я спросил у него, почему перестали читать Адамовича? «Знаете, когда мы опять упремся головой в стену с вопросом, как жить дальше, к Адамовичу вернутся», — ответил Кузьмин. И я с ним согласен. Интерес к Адамовичу у тех, кто его не знает, снова возникнет. Он был трепетным человеком по отношению к тому, что происходило вокруг него в стране, в мире. К нему будут возвращаться за советом.

...Да и не за советом ли каждый раз обращаемся и мы, открывая книгу, начиная смотреть новый документальный фильм? Человеку нужны подпорка, напутственное слово. Осенняя премьера Галины Адамович приглашает нас к такому неторопливому разговору.

На снимке: Алесь Адамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter