Простые правила

Судя по программе социально–экономического развития на 2007 год, Правительство ждет от частного бизнеса серьезной активности...
Судя по программе социально–экономического развития на 2007 год, Правительство ждет от частного бизнеса серьезной активности. Особенно в малых городах и поселках, где и с работой туговато, и с зарплатами зачастую не ахти, и сервис–сфера напоминает беляш второй свежести. В этом и последующих годах на периферии усилиями частного сектора должны создаваться десятки тысяч рабочих мест.

О роли бизнеса в крупных городах в программах Совмина конкретно не говорится, однако в расчетах правительственных экспертов фигурирует один интегральный показатель. По словам замминистра экономики Андрея Тура, к 2010 году минимум каждый пятый рубль в стране должен «создаваться» предприятиями малого и среднего бизнеса. Приоритетными сферами, по мнению заместителя министра, являются обслуживание населения — общепит, «бытовка», грузоперевозки и прочее, а также кооперация с крупными предприятиями. Такова в общих чертах модель, построенная Правительством. А что думают о ней представители частного сектора? Владимир Карягин, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей полагает, что сфера обслуживания и выполнение заказов для валообразующих заводов — это действительно перспективные ниши, однако сама доля малого бизнеса в ВВП должна быть выше чем 20 — 25 процентов. Ведь даже в такой стране, как Германия, где работает большое количество крупных корпораций (достаточно вспомнить немецких флагманов автомобилестроения), малый бизнес создает больше половины валового продукта и обеспечивает миллионы рабочих мест как в мегаполисах, так и в провинции.

О том, что потенциал малого бизнеса выше цифр, озвученных Правительством, считают и представители других предпринимательских союзов страны. Однако все они сходятся во мнении, что эффективная работа частного сектора невозможна без устранения административных барьеров, волокиты и бюрократизма. «Возьмем, например, такую сферу, как отчетно–статистическая деятельность предприятия. Затраты на обеспечение своевременной и полной отчетности, которая уже донельзя перегружена, стали весьма и весьма ощутимыми. А что уж говорить о санкциях за ошибки, если они будут обнаружены? И это только один из срезов в работе бизнеса», — говорит заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства при Президенте Мечислав Витковский.

Другие аспекты предпринимательской деятельности, как, например, регистрация, лицензирование, получение разрешений, также вызывают нарекания бизнесменов. Любопытные результаты исследования деловой среды опубликовала недавно Международная финансовая корпорация. Работа экспертов МФК, проведенная совместно с представителями госорганов, показала, что основным препятствием на пути развития бизнеса являются административные процедуры. Так, например, большие сложности отмечены в части регистрации бизнеса. Согласно проведенному опросу 60 процентов предпринимателей отметили: зарегистрировать свое дело «сложно» или «очень сложно». Основные препятствия — большое количество времени, которое уходит на выполнение необходимых процедур, а также относительная дороговизна регистрации. В то же время эксперты МФК отмечают: в 2006 году в этой сфере произошли очевидные положительные сдвиги. Этому способствовал Декрет Президента N 6, который ввел принцип «одного окна» при регистрации субъектов хозяйствования, сократил сроки и стоимость процедуры.

По оценкам Международной финансовой корпорации, в 2007 году благодаря действию декрета малые и средние предприятия Беларуси смогут дополнительно «произвести» около 3 миллионов долларов. Таковы «дивиденды» от экономии времени. Однако проблемных моментов при открытии бизнеса по–прежнему много. По данным исследования, причиной этому является выстроенная чиновниками сложная и запутанная система разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Проведя совместно с Могилевским горисполкомом анализ процедур, которые необходимо проделать, чтобы получить «добро» на ведение того или иного бизнеса, специалисты МФК пришли к весьма интересным результатам. Так, для того, чтобы открыть кафе, предпринимателям нужно было собрать 83 документа и посетить 30 инстанций (от зонального центра гигиены и эпидемиологии до управления архитектуры горисполкома). Общее количество ступеней (этапов), которые предстояло пройти до получения заветного разрешения, составило 51. Ненамного проще оказалось открыть объект торговли или комбинат по оказанию бытовых услуг. В первом случае предстояло пройти бюрократическую лестницу в 47 ступеней (решая по ходу такие вопросы, как согласование аренды помещения, регистрация договора аренды, согласование схемы размещения объекта, технические условия на телефонизацию, радиофикацию, ливневую канализацию, разрешение на отпуск тепла, согласование ассортиментного перечня товаров, режима работы и др.), во втором — 45 этапов. Результаты анализа были представлены в виде диаграмм, демонстрирующих алгоритм действий потенциального бизнесмена (в зависимости от того, какой бизнес он намерен вести). Как можно догадаться, диаграммы получились сложными и не поместились на одной странице.

Такая громоздкость разрешительной процедуры во временном эквиваленте обходится в 60 — 70 дней. Иными словами, как минимум два месяца будущие белорусские «МакДональдсы» и «Форды» вынуждены тратить на обивание порогов в самых разных конторах (понятно, что при таком раскладе бюджет недополучает значительные суммы налогов, которые он мог бы получать, будь процедура проще). Ситуация осложняется тем, что не во всех случаях можно вывести четкий алгоритм действий, — настолько запутан «разрешительный» процесс.

Непросто обстоят дела и с получением лицензии, что также требует много времени и сил. Есть у бизнеса и другие вопросы в адрес госорганов. Если не углубляться в детали, все они сводятся к общему знаменателю. Бюрократические процедуры должны быть максимально простыми, четкими, понятными и прозрачными. А волокита при их проведении недопустима. Собственно, такое строгое требование предъявляет к работникам госорганов Президент.

«Курс на дебюрократизацию, и, в частности, подписанная Президентом Директива N 2, сейчас как никогда актуальны, — говорит Мечислав Витковский. — Если произойдет четкая и конкретная адаптация органов государственного управления к нуждам и заботам конкретных людей, сократится время на выполнение самых разных административных процедур, то это обязательно принесет стране экономическую выгоду. А значит, улучшится качество жизни!»

В общем, белорусский бизнес сейчас правомерно ожидает от Правительства и местных органов власти введения более простых «правил игры». Чтобы время деловых людей не уходило на стояние в многочисленных коридорах. А за отдачей дело не станет.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter