Простой с гарантией

Почему отечественная сельхозтехника не может конкурировать с импортной, что этому мешает

УСПЕХИ или неудачи в аграрной отрасли по большому счету определяют два фактора – человеческий и технический. Чем меньше простаивают тракторы, прицепные агрегаты, зерно- или кормоуборочные комбайны, тем выше производительность труда, ниже себестоимость продукции. Что касается механизаторов, то каждый из них готов использовать технику с максимальной отдачей. От этого зависит их зарплата. 


ОДНАКО у любой машины, трактора, комбайна, даже самых надежных, есть один общий недостаток – свойство ломаться. Причем в самый неподходящий момент. В прошлом году, например, во время весенних полевых работ по техническим причинам простаивало около 370 энергонасыщенных тракторов мощностью 250 и более лошадиных сил. Это 6,4 процента от их наличия. У одних не работало электрооборудование, у других вышла из строя гидравлика, муфта сцепления, где-то срочно пришлось разбирать задний или передний мосты. Если добавить простои по другим причинам, то по республике не у дел оказался чуть ли не каждый пятый энергонасыщенный трактор. 

Статистика говорит: больше всего, около 10 процентов, по техническим причинам простаивали энергонасыщенные тракторы на Витебщине, где весенние полевые работы продолжались чуть ли не месяц. Более 8 процентов их собратьев, основных работяг на весеннем поле, находилось в мастерских на Гродненщине, 6,3 – на Минщине. В результате массовые полевые работы там продолжались соответственно 24 и 20 дней. А ведь запусти всю неиспользованную технику в поле, темпы работ были бы выше, себестоимость ниже, урожайность выше – зависимость здесь прямая. 

О рейтинге поломок и неисправностей. Наиболее слабое место у отечественных и импортных тракторов — двигатели. Из-за этого прошлой весной простаивало около половины отечественных и импортных неработоспособных тракторов. Соответственно примерно у 19 и 13 процентов их нужно было ремонтировать коробки перемены передач.

А вот электрооборудование, задние и передние мосты, сцепление — наиболее слабые места отечественных тракторов. В прошлом году, например, у 449 гарантийных «Беларусаў-3522» зарегистрировано свыше 1800 отказов и у 177 «Беларусаў-3022» — 663. Многовато? Возмутительно много! 

«Во сколько производителям обходятся вынужденные простои?» — спрашивал многих руководителей сельхозпредприятий, специалистов. Мне отвечали неохотно, приводили, судя по всему, заниженные расчеты, чтобы не расписываться в неэффективном использовании техники, а возможно, и в своих упущениях. Но уверен, потери хозяйства несут огромнейшие. Когда в прошлом году их суммировали, оказалось, что в 2014-м в две смены работала только половина всех тракторов мощностью 250 лошадиных сил и более. Суточная выработка на севе яровых культур составила тогда 21,3 гектара при возможных 50. 

В этом году готовность энергонасыщенных тракторов к весенним работам — около 90 процентов, утверждают в Минсельхозпроде. Но, как показывает практика, полностью они не используются. С 29 марта по 8 апреля ежедневно простаивало 7,6 (374 энергонасыщенных «Беларуса») и 6,3 процента (66 «Фендтов», «Джон-Диров», «Атлесов», К-744 и другой импортной техники). Аналогичная, тоже не в пользу отечественной техники, была ситуация и в прошлом году. В Брестской области, например, по техническим причинам простаивало 3,6 процента всех энергонасыщенных тракторов, во время заготовки кормов из трав первого укоса – почти 2 процента кормоуборочных и во время жатвы – 1,2 процента зерноуборочных комбайнов. 

В целом вроде немного. Но в некоторых хозяйствах все куда критичнее. С начала позапрошлого года до середины прошлого в Жабинковском районе отечественные тракторы отказывали 56 раз. Причем три раза по вине хозяйств, в остальных случаях — завода-изготовителя. На один трактор пришлось в среднем 1,75 отказа. Немало хлопот СПК «Хмелево» доставил «Беларус-3522», в гарантийный период по вине завода-изготовителя выходивший из строя 6 раз. В ОАО «Жабинковский» такая же машина в прошлом году отказывала семь раз: пять — в марте и два — в апреле. В Лунинецком районе чаще всего подводили тракторы «Беларус-3022». Средняя наработка на сложные отказы превысила 260 часов. Чаще всего подводили опорные подшипники, детали сцепления, цилиндропоршневой группы, шины отечественного производства, подтекало масло. Вот и получается, что, если в хозяйстве всего один-два энергонасыщенных трактора и один из них выходит из строя, технологии возделывания культур накрываются медным тазом. 

Правда, в последние годы качество отечественной сельхозтехники улучшилось. В один голос утверждают практически все мои собеседники. Если в 2013 году, например, коэффициент отказов комбайнов КЗС-1218 составлял 1,78, в позапрошлом — 1,47, то в 2015-м — еще меньше. 

Надо признать: то, что задумал конструктор и предложил производству, достаточно высокого уровня. Возникающие проблемы скорее следствие нарушения производственно-технологической дисциплины. Есть вопросы по комплектующим, предприятиям-смежникам и так далее. Из всего этого у потребителя складывается общее и далеко не всегда лучшее впечатление об отечественном тракторе, комбайне, сеялке, культиваторе. Как его переломить? Только за счет сокращения отказов, высокой надежности, производительности машин. И, конечно же, улучшив условия работы механизаторов. А они, поработав на отечественной и импортной технике, по-прежнему отдают предпочтение последней, хотя неплохо отзываются и о некоторых отечественных аналогах. Так, все лидеры прошлогодней жатвы Минщины работали на комбайнах импортного производства. Такое же положение на Гомельщине, Гродненщине. А что же наши?

— В районе более 600 тракторов, 141 зерноуборочный комбайн, в том числе 66 – импортных, — делится наблюдениями главный специалист по механизации Минского райсельхозпрода Михаил Придыбайло. – Есть «Лексионы», «Меги», «Нью-Холланды», «Клаасы». У них наработка на комбайн за сезон больше, чем у отечественных. Чем это можно объяснить? Наверное, более высокой надежностью, особенно комбайнов последних марок («Лексион-760», -770), более низким расходом горючего на тонну зерна. Они в этом плане более экономичные. А по комфорту, условиям работы механизаторов, шумоизоляции практически одинаковы. В этом плане наши вполне конкурентоспособны. Но по надежности уступают. 

— Что не устраивает механизаторов и специалистов? 

— Импортные комбайны при качественном обслуживании не требуют серьезного ремонта 3—5 лет, кроме замены расходных материалов: сегментов пальцев, режущих пластин, подшипников соломотряса. На наших восстановительные расходы за такое время выше. Но если оба отработали по 5—6 лет, то расходы на ремонт значительно возрастают, и здесь уже преимущество за отечественными комбайнами. Запчасти на них намного дешевле. По самым скромным подсчетам, на ремонт отечественного комбайна необходимо 120—150 миллионов рублей, импортный же обойдется в 250—400 миллионов. На заграничном комбайне мы экономим за счет высокой производительности, меньшего расхода горючего, но теряем на стоимости запчастей и техническом обслуживании. Если сопоставить эти показатели, то использование импортного после 7—8 сезонов эксплуатации становится экономически невыгодным. В таком случае лучше приобрести новый отечественный. Себестоимость зерна на нем будет ниже, чем на подержанном импортном. 

А что по этому поводу думают механизаторы, которые работали на разных видах машин, хорошо знают их плюсы и минусы? 

Александр Янковский из агрокомбината «Ждановичи» Минского района, что называется, тракторист со стажем. Начинал с «Кировца», водил отечественные энергонасыщенные тракторы. Теперь у него мощный американский «Кейс-550». На лучшем тракторе, по его словам, он еще не работал. 

— Если нашим дать такую нагрузку, как этому, начнут греться. Этому третий год, работает без замечаний. Уверен, минимум еще год с ним не будет никаких проблем. Плюс прекрасные условия: во время работы, можно сказать, отдыхаю. Мой бывший «Беларус-3022ДВ» на посевной грелся, особенно если длинный гон. Говорят, что этот дефект устранен. 

На вопрос «На какой трактор вы поменяли бы свой пятьсот пятидесятый «Кейс»?», механизатор, не задумываясь, отвечает: «Ни на какой!» Хорошо отозвался он о зерноуборочном комбайне КЗС-1218, но в случае выбора все равно отдал бы предпочтение «Лексиону-580», на котором убирал хлеба.

Аналогичное мнение и у механизатора 1-й Минской птицефабрики Александра Стасюлевича. Во время посевной он работает на мощном «Кировце». Комфорта в тракторе никакого! В кабине наушники. Весь день готовить почву в них невозможно, давят на уши, а без них оглохнуть можно. Из отечественных тракторов, на которых работал, предпочтение отдал нашему «Беларусу-1221». А у его 3022-го собрата хотел бы видеть гидромеханическую передачу. По комфорту особых претензий к отечественным энергонасыщенным тракторам нет. А самая большая из ряда белорусской техники — к лидскому культиватору, на котором, прежде чем приступать к работе, ежедневно приходится часа по два подкручивать гайки. Не то что на немецком: подцепил — и целый сезон никаких проблем. 

Работа техники во многом зависит от отношения к ней механизатора, своевременного и качественного обслуживания. Но не в меньшей степени ее работоспособность, надежность определяют производители. Судя по количеству отказов, высказываниям потребителей, резервов для этого у них немало. Из-за сверхнормативного простоя гарантийной техники сельхозорганизации в прошлом году предъявили заводам-изготовителям претензий более чем на 7,1 миллиарда рублей. Более половины этой суммы приходится на МТЗ.

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?