На возведение дома потребуется только градостроительный паспорт: изменения в строительстве

Простота, заложенная в фундамент

Сегодня получение всех документов на строительство индивидуального дома напоминает увлекательный квест — надо обойти десяток кабинетов, собрать множество виз и разрешений. Масштабное упрощение бумажных процедур грядет в этой сфере с 31 января, когда вступит в силу постановление Совета Министров № 785, которым утверждена новая редакция положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство. Главная новость: число походов в исполком и другие инстанции за документами сократится до разумного минимума. Проще станет и порядок получения разрешения на стройработы – его будут выдавать по принципу «одного окна».

фото: banksapprove.com

О самых заметных грядущих изменениях «Р» рассказал начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Артем Юшкевич.

Строить можно не спеша

Во-первых, граждане, в чьих планах построить дом и хозпостройки на участке, смогут самостоятельно выбирать набор разрешительных документов,
Артем Юшкевич.
выдаваемых исполкомом. Например, решение местного органа и градостроительный паспорт или решение исполкома, архитектурно-планировочное задание, техусловия и требования. Второй перечень подойдет, если человек, кроме дома, больше ничего не хочет ставить на участке. Если в перспективе гражданин намерен возвести несколько построек, то он получит градостроительный паспорт с обозначенным участком и «зелеными» и «красными» зонами на нем. В «красных» пределах запрещается любое строительство по разным нормам. Кроме того, здесь же будет указан список объектов, которые можно сооружать без точной привязки к месту и без указания сроков. Например, баню, сарай, хозблок и подобные сооружения. 

Плюсы налицо, обращает внимание специалист. Ведь отпадает необходимость снова идти в исполком для получения нужных документов – хватит одного, чтобы построить дом, через год – баню, через три – летнюю кухню. К слову, роль градостроительного паспорта усилили: он станет комплексным за счет содержания полной информации о земельном участке. 

«Одно окно» для застройщика

Одно из важнейших нововведений – упрощение порядка получения разрешения на стройработы. Вскоре заработает принцип «одного окна». Так, прежде для получения разрешения в зависимости от объекта надо было пройти 16—21 административную процедуру. Останется всего одна — выдача разрешительной документации. За ней нужно обратиться в исполком. И уже его задача – самостоятельно собрать все необходимые документы от разных организаций. Кроме того, обращаться за новой услугой смогут не только заказчики и застройщики, но и подрядчики — при строительстве объектов под ключ. А также инженер либо инженерная организация, если на руках будет профильный договор на комплексное управление стройдеятельностью. 

Расскажите о намерениях

В конце января перечень документов, которые надо представить для получения разрешения на строительство, станет на один больше. За счет декларации о намерениях. Это примерная информация об объекте строительства – его габаритах, потребности в инженерной инфраструктуре. Такие сведения нужны для исполкома, чтобы тот понимал, что заказчик намерен возводить, поясняет Артем Юшкевич: 

— Имея перед глазами декларацию о намерениях, исполком сможет выдать более полный перечень техусловий. Или понять, нужен ли такой объект в этой местности. В любом случае многих проблем и недопонимания в будущем удастся избежать. 

Кстати, о техусловиях. А точнее, о понятийном аппарате — его значительно пересмотрели. Впервые однозначное определение получили термины «технические условия» и «неиспользуемый объект». Кроме того, четко указано, что должно включать в себя архитектурно-планировочное задание. А именно:

— В него не входят, например, требования к внутренней отделке. Ведь этот документ определяет, как со стороны должен выглядеть объект. Исполком не может вмешиваться во внутренние конструктивные особенности здания. Так что у проектировщиков появляется больше свободы. 

Что еще нового? Впервые появится термин «технические требования». Их еще на стадии выдачи разрешительных документов будет получать заказчик от организаций, принимающих здания в эксплуатацию. 

фото: superdom.ua
Снести или оставить?

Четко прописан порядок сноса зданий. Раньше не было понятно, стоит ли обращаться в исполком, какие документы получать. По Декрету № 7 принимают решение о сносе на местах. Для этого заказчику надо будет письменно обратиться в исполком. В заявлении просят предложить, что делать с материалами и отходами после разрушения. Постоянная комиссия по рассмотрению самовольных построек выедет на место, оценит объект и решит, стоит ли разрабатывать проектную документацию, согласовывать ли порядок сноса. В решении укажут, как отключить здание от инфраструктуры, что делать с остатками, скажем, стен и крыши, как восстановить плодородие земли и вернуть ее в сельхозоборот. 

По новой редакции положения, местные коммунальные унитарные предприятия, как и отделы архитектуры и строительства, могут разрабатывать разрешительную документацию на договорной основе. КУП сегодня есть практически в каж-дом районе. Если нет, помощи следует искать в соседнем. Собеседник заверяет: в этом случае речь не идет ни о монополизме, ни о появлении новых посредников. 

И еще одно новшество: исполкомы смогут изменять разрешительную документацию, техусловия и техтребования. Разумеется, при условии, что их решение не будет противоречить законодательству. Для чего появляется такая возможность? Чтобы оперативно реагировать на возникшие во время строительства нюансы.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter