Простор для движения

Саммит СНГ и ЕврАзЭС

Саммит СНГ и ЕврАзЭС


У входа в пресс–центр две симпатичные киргизки раздают справочные материалы. В списке участников саммита СНГ черным по белому написано: «Грузия — Михаил Саакашвили — президент». Неужели за те долгие сутки, которые я добирался до Бишкека и был отрезан от мира информации, Грузия успела забрать свою заявку о выходе из Содружества? Увы, сенсация оказалась чьей–то ошибкой. Пишу «увы», потому что по определению, если организацию покидает участник, она становится слабее (хотя вот министр иностранных дел России Сергей Лавров считает, что «участие Грузии в Содружестве в последние годы едва ли было нацелено на способствование его консолидации, скорее, на эрозию»). Кроме того, как журналист не могу не заметить, что участие импульсивного грузинского президента всегда добавляло изюминки, интриги собраниям под эгидой СНГ. На этот раз интрига состояла в отсутствии Михаила Саакашвили.


Вчера лидеры стран Содружества удовлетворили заявку Тбилиси на выход из организации. Тем не менее грузинский флаг у резиденции «Ала–Арча», где проходило собрание, был вместе с остальными одиннадцатью... Формально Грузия перестанет являться членом СНГ через год после объявления о выходе. Но, думается, грузинский флаг фигурировал на флагштоке не только по этой формальной причине. В Бишкеке все президенты, которые высказывались на эту тему, в обязательном порядке подчеркивали, что Содружество будет держать дверь открытой на тот случай, если Тбилиси передумает. Маловероятно, конечно, но чего в международных отношениях только не бывает...


На февральский неформальный саммит СНГ в Москве в последний раз съехались все 12 президентов. Кто, скажите на милость, мог тогда предположить, что между двумя участниками организации, бывшими так называемыми братскими советскими республиками, вскоре начнутся реальные боевые действия? Главной целью вчерашней встречи в верхах могло стать обсуждение этой ситуации, поскольку главы государств впервые собрались после скоротечной войны на Кавказе. Но Дмитрий Медведев еще раньше успел пообщаться со всеми находившимися вчера в Бишкеке президентами стран СНГ. А тот президент, с которым он этот вопрос не обсуждал, в Кыргызстан не приехал. Я имею в виду Виктора Ющенко. Впрочем, у украинского руководителя была вполне уважительная причина отсутствия — он только что назначил новые парламентские выборы в стране. В предназначенном ему кресле сидела блондинка. Но не Юлия Тимошенко, как можно было бы предположить. Юлия Владимировна, как говорят, совершенно некстати слегла с сильнейшим гриппом. В Бишкек приехала секретарь совета национальной безопасности и обороны Раиса Богатырева. Еще один отсутствующий — президент Азербайджана Ильхам Алиев — готовится к президентским выборам.


Даже в отсутствие Виктора Ющенко рассчитывать на какую–то общую позицию по кавказскому вопросу не приходилось. Все, что могли президенты сказать в один голос, они уже сказали на саммите ОДКБ месяц назад. Минск четко сформулировал свою позицию по наиболее важному для Москвы вопросу о признании независимости Абхазии и Южной Осетии — слово за новым парламентом. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев недавно заявил, что Астана ни в коем случае не признает независимости этих республик, также как не признает провозглашение независимости Косово. Эксперты полагают, что в СНГ слишком много скрытых и вполне очевидных территориальных споров, чтобы можно было давать однозначные трактовки. Президенты если как–то и обсуждали последние события на Кавказе, то за закрытыми дверями. Известно только, что они приняли решение о прекращении деятельности коллективных сил Содружества по поддержанию мира в Абхазии. Таким образом, российские войска в этой республике утратили статус миротворцев. Теперь основанием для их нахождения там являются двусторонние соглашения между Сухуми и Москвой.


В общей сложности главы государств рассмотрели и приняли вчера около 20 решений. В частности, назначили Молдову председателем СНГ на 2009 год. Темой, которую молдаванам придется разрабатывать, является энергетика — она определена в качестве приоритета Содружества на следующий год. Кроме того, утвердили план мероприятий по празднованию 65–й годовщины Победы. Подписали конвенцию о приграничном сотрудничестве. Очень вовремя создали рабочую группу в связи с мировым финансовым кризисом. В ближайшее время министры финансов соберутся в Москве и, видимо, попробуют определить какие–то совместные действия. Но главный документ, который планировалось принять, Стратегию экономического развития, отправили на доработку. В Содружестве определенно еще есть над чем работать в плане единства. Это очень непростая задача. На финальной пресс–конференции президент Бакиев поспешил было передать слово и вместе с ним председательство в СНГ Владимиру Воронину. Президент Молдовы с улыбкой напомнил, что Кишинев организационными вопросами начнет заниматься только с 1 января.


Белорусская сторона внимательно и, можно даже сказать, пристально следит за тем, как в Содружестве будут решать вопросы в сфере энергетики, и предостерегает от того, чтобы СНГ не ограничилось декларациями. В Минске считают, что государства должны как можно скорее найти точки соприкосновения в такой важной сфере, как обеспечение энергетической безопасности региона. И настаивают, что открытие новых маршрутов поставок нефти и газа не должно идти в ущерб уже существующим трубопроводам. Интересы поставщиков, транзитных государств и потребителей энергоресурсов должны одинаково учитываться. Беларусь со своей стороны готова пойти на подписание международных договоров, гарантирующих надежность страны как транзитера.


Тема энергетики была продолжена и на послеобеденном саммите ЕврАзЭС. Шестерка государств — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан — вроде бы не сомневается, что нужно теснее интегрироваться. В белорусской делегации считают создание единого энергетического рынка сообщества приоритетной задачей. Однако проблем на этом пути хоть отбавляй. В кулуарах саммита я слышал и такое мнение: «О какой интеграции можно вести речь, если до сих пор стороны не могут выработать общие подходы в энергетике? Получается, что там, где можно за чужой счет выиграть, — подпишут, а там, где самим придется пойти на уступки, — отложат. Так союзы не строятся!»


В Минске есть и такая точка зрения: ЕврАзЭС пока не стало той структурой, какой задумывалась изначально. Примером может являться создание Таможенного союза. Беларусь едва ли не единственная ратифицировала все соответствующие договоры. К слову, вчера главы государств в основном занимались тем, что анализировали выполнение ранее принятых решений. Тут есть простор для критики и соответственно для улучшений. А значит, и для предметной работы белорусской стороны, к которой переходят председательские функции. Решением саммита Александр Лукашенко возглавит Межгосударственный совет ЕврАзЭС.


Сегодня Президент все еще в Кыргызстане. Только теперь цель его пребывания здесь — официальный визит. Его можно назвать ответным. В 2006 году Курманбек Бакиев посетил Беларусь. Главным итогом стало подписание Договора о дружбе и сотрудничестве. Если переговоры двухлетней давности были в какой–то степени политическими, то на этот раз обсуждается много экономики. Центральный пункт программы — это открытие в Бишкеке СП по производству белорусских тракторов. Хотя, разумеется, все остальные области сотрудничества не покинуты. Вчера трансляция картинки из резиденции «Ала–Арча», которую смотрели все журналисты, работавшие на саммитах, несколько раз прерывалась рекламой концерта «Песняров». К официальному визиту Александра Лукашенко здесь приурочены Дни культуры Беларуси.


Минск — Бишкек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter