Что предприниматели хотели бы изменить в упрощенной системе налогообложения?

Простое сделать понятным

Как платить налоги меньше? Этот вопрос особенно беспокоит начинающих или мелких коммерсантов. И везде на него государство отвечает по-разному. У нас для таких случаев есть два варианта — упрощенная система налогообложения и единый налог. В преддверии внесения изменений в Налоговый кодекс предприниматели признались, что некоторые законодательные позиции их не совсем устраивают. 

В упрощенной системе налогообложения все-таки есть свои сложности
фото ru.tap.az

На прошедшей недавно в Минске конференции по фискальной политике теме уплаты налогов малыми предприятиями и предпринимателями отвели отдельное обсуждение. Участники настолько увлеклись, что с трудом уложились в регламент. Если говорить в общих чертах, то упрощенная система налогообложения может использоваться почти всеми индивидуальными предпринимателями или предприятиями с небольшими оборотами и персоналом. Она очень привлекает бизнесменов, значительно упрощая налоговое администрирование и принципиально снижая издержки. А во многих случаях и уменьшая налоговую нагрузку. 
Единый налог дает еще больше свободы. По сути, кроме него предприниматель или физлицо, чья деятельность не является предпринимательской, могут больше ничего не платить. Правда, в Фонд соцзащиты с ИП все-таки надо — 35 процентов от минимальной зарплаты.

Сейчас в Беларуси больше половины малых и средних предприятий применяют УСН. А около 40 процентов индивидуальных предпринимателей уплачивают единый налог. Но многие ИП сейчас начинают переходить на «упрощенку». Значит, чем-то для них она привлекательнее единого платежа. 

Так или иначе, обе эти системы активно используются. Но есть и нарекания. Скажем, Центр экономических исследований Белорусского союза предпринимателей сравнил УСН в Беларуси и России. В российском законодательстве, по мнению экспертов, лучше структура. Статей, посвященных УСН, в два раза больше, но текста в них в два раза меньше. У нас же зачастую повторяется текст других законов вместо отсылки к конкретным статьям правовых актов. Это потом усложняет и изменение законодательства — если что-то поменялось в цитируемом документе, то нужно изменять и тот, в котором цитируется. Именно эта запутанность изложения и пугает предпринимателей, особенно неопытных. Ведь не все юрфак заканчивали, боятся перепутать, совершить ошибку и нарваться на штрафные санкции. 

Представители Министерства по налогам и сборам говорят, что все в законах понятно. Мол, ничего там сложного. Но они профессионалы. А предпринимателям бывает трудно вникнуть во все нюансы. Налоговики недоумевают: что там может быть непонятного? И сами же подтверждают, что многие нормы предприниматели понимают неправильно.

В этом-то и вся проблема. И виноваты ли в ней только предприниматели? Или традиционная витиеватость нашего законодательства? Истина лежит где-то посередине. Тем не менее УСН не теряет, а набирает популярность. А в последнее время звучат предложения расширить сферу ее применения. Фактически, снять все ограничения и сделать «упрощенку» доступной для любого предприятия, независимо от оборота, количества работников и сферы деятельности. 
Предпринимателям хочется перемен и единого налога. Как я уже сказал, его плательщики освобождаются от уплаты иных сборов. Но если ИП превышает определенную сумму оборота (сейчас это 40 ставок единого налога), то платится еще 5 процентов с превышения. Есть исключение и при ввозе товара на территорию страны. Предприниматели должны платить тогда 20-процентный ввозной НДС. Аналитический центр Республиканской конфедерации предпринимательства предлагает избавить ипэшников и от этих выплат: мол, единый налог должен быть единым в прямом понимании этого термина. А еще единым хотят сделать и Налоговый кодекс — чтобы все, что касается выплат в казну, было прописано именно там и не регулировалось другими законодательными актами. 

Исподволь бизнес намекает еще на одну проблему. У нас Министерство по налогам и сборам самостоятельно. Хотя во многих странах, в том числе в России, налоговые службы входят в состав Минфина, что упрощает коммуникацию с реальным сектором и бизнесом. У нас же получается слишком много различных межведомственных согласований. И фискальная политика и налоговая практика одного ведомства не всегда органично сочетаются с планами развития предпринимательства у других министерств. 

Пока же бизнес-сообщество обещает все свои идеи, замечания и предложения присылать в МНС. А министерство обещает все оценивать, просчитывать и прислушиваться. 

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter