Просто трудный возраст...

Чтобы у выросших детей удачно сложилась личная жизнь, родителям нужно правильно вести себя в период их подростковой влюбленности

Чтобы у выросших детей удачно сложилась личная жизнь, родителям нужно правильно вести себя в период их подростковой влюбленности

Еще вчера в вашем доме не было большей беды, чем двойка по геометрии, а сегодня некогда послушная и робкая дочка превратилась в настоящего монстра, нетерпимого к чужому мнению. Или же способный, энергичный, подающий надежды в спорте сын внезапно стал инфантильным, тоскливо-равнодушным. Первая любовь, первые страдания. Знакомая ситуация, правда? “Перемелется, мука будет!” — махнув на нее рукой, скажут восемь из десяти родителей. Совершенно не подозревая о том, что именно от них сейчас зависит многое: как переживет подросток свою первую гормональную “хиросиму”, найдет ли понимание в своей семье, сможет ли и впредь доверять матери и отцу, а главное — как будет потом, уже в своей взрослой жизни, строить отношения с противоположным полом.

Единственный

Мальчик Арсений рос без отца и был горячо любим мамой и бабушкой. Обе женщины словно лепили из него свой так и не встретившийся идеал мужчины. Поэтому появление в жизни Арсюши и в его доме пятнадцатилетней дочери коренного немца Карины было воспринято дамами как третье нападение Германии на мирную страну.  Как посмел кто-то посягнуть на мысли, чувства обожаемого чада? Конечно, когда-нибудь потом его придется делить с законной женой... Но не сейчас, только не сейчас.

В доме начались скандалы, выяснения отношений. И самое главное — зазвучали оскорбления в адрес Карины. “Что ты вообще нашел в этой уродине?” — восклицала бабушка. “Да у нее же ни мозгов, ни внешности, а ушами можно укрываться ночью вместо одеяла!” — вторила мама. Арсений, увлекавшийся поэзией Блока и Евтушенко, сам писавший трогательные стихи, был ранен в самое сердце подобным отношением к девочке, в которую влюбился до одури. В один миг мама и бабушка из самых близких людей превратились для ребенка во врагов. Что-то сдвинулось в мышлении, и процесс пошел. Побег из дома, сигареты и пиво, плохая успеваемость в школе, хулиганство, привод в инспекцию по делам несовершеннолетних... Когда мама и бабушка спохватились и осознали, что их методы воспитания подростка несколько предосудительны, связь Арсения с двумя женщинами была навсегда потеряна. Нет, он не исчез из их жизни, напротив, вернулся домой и даже расстался с Кариной. Но больше никогда уже не откровенничал ни с матерью, ни с бабушкой, не рассказывал им никаких подробностей о своей жизни, не делился переживаниями. Как уважаемые люди, к чьему мнению прислушиваешься и кому безоговорочно доверяешь, они перестали для него существовать. Так продолжается и по сей день. Арсению уже двадцать пять. Он женился, но с невестой родных не знакомил. Даже на свадьбу не позвал. Просто поставил перед фактом и сурово попросил: “Только не надо с ней, как с Кариной... Я больше не потерплю, ясно?”

Комментарий специалиста
— Агрессивность подростка была спровоцирована неправильным поведением матери и бабушки, — считает детский психолог Юрий Гончаров. — Их бестактные замечания, обидные сравнения вызвали в романтичном пареньке бурю протеста, которую он выразил по-своему. Как умел. Родителям, которые не хотят принимать ребенка в его новом статусе — статусе влюбленного подростка — важно понимать: отталкивая предмет воздыхания своего чада, они рискуют потерять свой авторитет в его глазах. Все унижения, сказанные в адрес предмета первой страсти, подросток принимает на свой счет: ведь это его выбор, его любовь. Самая первая, самая-самая...  Иногда бывает достаточно в пылу ссоры выкрикнуть: “Куда тебе о девочках думать, лучше математику подтяни!” — и все, ребенок замкнется в себе, осознав, что поступил глупо, доверив вам свою тайну. Дети хорошо помнят свои обиды. И в дальнейшем отстраняются от тех, кто их осознанно или неосознанно причинил. Слишком много родителей взрослых сыновей и дочерей жалуются на то, что почти ничего не знают об их жизни. В таких семьях разговоры по душам — большая редкость, если не сказать большой нонсенс. Скорее всего, когда-то мама и папа, совершенно не задумываясь о последствиях, просто оттолкнули руку своего ребенка, которую он застенчиво им протягивал в надежде быть услышанным и понятым. И ребенок решил, что открывать душу именно этим людям не стоит.

Хорошая девочка Лида

“Дочь, скажи мне честно — ты лесбиянка?” — такой вопрос задала Надежда Ивановна двадцатидевятилетней Лидии — красивой, успешной, но стабильно одинокой. “Ты чего, мам?” — едва не задохнулась от неожиданности девушка. — “Ну как же... Ни одного молодого человека рядом с тобой! По-моему, со времен этого мерзавца Алика...” — “Ах, со времен... Мам, на Алике все началось, Аликом и закончилось. Вы с папой отбили у меня всякую охоту к романам!”

Десятиклассница Лида влюбилась в своего учителя музыки — с кем не бывает? Небольшую эксклюзивность в историю внес тот факт, что Альберт ответил школьнице взаимностью. И поспешил доказать слова делами. Когда об этой связи узнала Лидина мама, начался кошмар. В известность были поставлены директор и завуч школы, дочкина классная руководительница. Лидин отец разобрался с соблазнителем по-своему, “по-мужски”: на глазах дочкиных одноклассников несколько раз проехался по его лицу кулаками и пригрозил написать заявление в милицию. Опозоренная Лида не появлялась в школе несколько недель, дома ее третировали нещадно, отобрали все подростковые журналы, провели “ревизию” девчачьего гардероба и повыбрасывали в мусорку все, более или менее претендующие на наличие декольте или мини, наряды. Кроме того, родители объявили дочери бойкот и демонстративно не замечали ее месяцами. О том, как на произошедшее отреагировали в школе, Лида и на пороге своего тридцатилетия не может вспоминать без содрогания: на правах “белой вороны”, которую брезгливо обходили стороной одноклассники и сторонились учителя, она прожила до самого выпускного. “Как я тогда на себя руки не наложила — не понимаю, — откровенничает Лида. — Спасало только то, что у меня была обожаемая собака Джерри, которую мама и папа терпеть не могли. Я понимала, что если меня не станет, они выкинут мою девочку на улицу. Я тогда разговаривала только с Джерькой, по ночам рыдала в подушку и мечтала, чтобы мне поскорее исполнилось восемнадцать и я могла уйти из родительского дома. Хоть куда...”

Комментарий специалиста

— Какими бы благородными побуждениями ни руководствовались родители, узнавшие о сексуальной связи своего несовершеннолетнего ребенка, главное — не преступить опасную черту, отделяющую воспитательный процесс от банального психологического насилия, — объясняет психолог Юлия Рудина. — В случае с Лидой получилось, что действия отца и матери нанесли девочке гораздо больший моральный вред, чем отношения с учителем. По всей видимости, перенесенная психологическая травма наложила отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь. Девушка стала сторониться сексуальной связи. Страх, унижение, запугивание — все осталось в памяти. И теперь служит своего рода предохранителем к отношениям.

Главная задача родителя подростка — быть ему добрым советчиком, товарищем, примером для подражания. Предостерегать от возможных ошибок, вовремя рассказывать об их последствиях. И ни  в коем случае не запрещать и не третировать! Если ребенку суждено испытать разочарование в своей первой любви, пусть оно исходит от него самого, от предмета воздыханий, но только не от вас!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter