Когда наши предприятия перейдут на стандарты цифровой экономики «Индустрия 4.0»

Просто фантастика

Со времен изобретения и использования паровых машин, с которыми связывают первую промышленную революцию, прошло чуть более 250 лет, а человечество уже стоит на пороге четвертого индустриального переворота. Многие страны не первый год реализуют собственные программы, которые можно объединить одним названием «Индустрия 4.0». Основной их посыл — глубокая интеграция IТ в известные промышленные технологии. У нас концепцию подобной стратегии могут представить к концу этого года. В том, зачем нам нужна собственная программа, чем могут помочь стране мировые лидеры новой индустриализации и с какими кадровыми вопросами предстоит еще столкнуться, разбиралась корреспондент «Рэспублікі». 

Минпром рассчитывает подписать с ПВТ меморандум о стратегическом партнерстве

Инновации вместо модернизации 

Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) еще два года назад провела в 26 странах мира глобальное исследование «Индустрия 4.0: создание цифрового предприятия». Уже тогда эксперты назвали цифру в 900 миллиардов долларов. Во столько аналитики оценили ежегодные инвестиции компаний по всему миру до 2020 года в рамках внедрения решений «Индустрии 4.0». А к 2021 году доля компаний с высоким уровнем цифровизации во всем мире превысит 70 процентов. 

Проректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Георгий Гриц не скрывает: ничего удивительного, что Министерство промышленности озабочено созданием собственной стратегической программы, аналогичной, например, немецкой «Индустрии 4.0». И добавляет: 

— Вы можете спросить, почему мы так долго раскачивались? Действительно, мы немного опоздали. Да, у нас есть госпрограмма развития машиностроительного комплекса до 2020 года, а в перспективе до 2030-го. Одна эта концепция направлена, скорее, на решение текущих проблем и ориентирована больше на модернизацию, чем инновации. Сегодня мы должны догонять мировых лидеров, которые активно работают над «Индустрией 4.0». Это не значит, что стоит повторять свою программу один в один со стратегией Германии или Китая. Нам для начала нужно определить приоритеты и разработать «дорожную карту», в которой четко обозначить последовательность мероприятий и их обеспечение технологическими, финансовыми и кадровыми ресурсами. Сегодня таким вынужденным лидером по разработке стратегии стало Министерство промышленности. Ведь для ведомства это — вопрос выживания, и очевидно, что без создания национальной программы новой индустриализации не обойтись.

Обмен  опытом  и  знаниями

Сейчас Институт «Кадры индустрии» проводит работу по нескольким направлениям. Прежде всего, эксперты нашли поддержку и обратную связь с немецким правительством в лице Федерального министерства экономики и энергетики Германии. За счет средств немецких партнеров в прошлом году прошли два научно-практических семинара с участием немецких и украинских коллег. Состоялись бесплатные стажировки на профильные немецкие заводы для руководителей наших предприятий, которые воочию увидели, что такое «цифровая фабрика» и как она работает. По словам Георгия Грица, немецкие партнеры заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью:

— Сейчас Германия рассматривает вариант передачи технологии и создания новых цепочек добавленной стоимости не на азиатских рынках, а с белорусскими партнерами. Беларусь для них — перспективный рынок, где можно не только продавать свою продукцию, но и создавать совместные производства с уверенностью в высоком качестве и, что немаловажно, в деловой порядочности своих партнеров. Для немецких компаний вторая причина становится более значимой, особенно на фоне планов ЕС и администрации президента Трампа по введению ограничений в отношении экспорта современных технологий в Китай и ряд других стран Юго-Восточной Азии. 



Второй момент связан с развитием диалога с Парком высоких технологий (ПВТ). И здесь есть вот какой нюанс. Президент в прошлом году подписал Декрет    № 8 «О развитии цифровой экономики», главной целью которого является развитие новых компетенций ПВТ для построения современной цифровой экономики. Однако, по мнению Георгия Грица, цифровизация страны в целом должна быть гораздо шире стратегии развития только одной компании и даже всей IТ-отрасли. Необходимо изменить официальную риторику по целеполаганию декрета. В качестве его главной цели надо рассматривать формирование и текущую поддержку компетенций по созданию в стране современной конкурентоспособной цифровой экономики. При этом особый акцент надо сделать на развитии собственных или в партнерстве с коллегами из стран ЕАЭС производств отечественного программного обеспечения, программных продуктов и технических средств. Программы развития цифровой экономики есть во всем мире, но обычно они являются частью более общей программы развития национальной промышленности. 

Минпром рассчитывает на активный диалог с администрацией Парка высоких технологий по подготовке меморандума о стратегическом партнерстве. Речь идет о том, что всем заинтересованным сторонам необходимо консолидировать усилия и определить совместно главные цели и приоритеты построения современной цифровой экономики, и результатом такой работы должна стать собственная программа по примеру немецкой программы «Индустрия 4.0» с соответствующей «дорожной картой».

Еще одно важное направление — обмен опытом. Причем не только с нашими традиционными немецкими партнерами. Не так давно руководство Минэкономики, представители госорганов и бизнесмены встречались с делегацией Министерства стратегии и финансов Республики Корея и Корейского института развития. Речь шла об участии Беларуси в проекте в рамках «Программы обмена знаниями Республики Корея 2018/2019» .

— Южная Корея — один из мировых лидеров в части работы электронного правительства. В середине сентября мы подпишем соглашение о сотрудничестве, — поясняет Георгий Гриц. — Рассчитываем, что всего пройдет три научно-практических семинара у нас и один — в Южной Корее. Работа с партнерами будет организована по такой схеме: обсуждение задач и целей, мониторинг предприятий в сфере машиностроения, фармацевтики и нефтехимии (пока определены эти отрасли) и разработка рекомендаций для этих отраслей. Участие в подобных программах поможет создать хорошие условия для развития конкурентоспособной промышленности, которая сможет адекватно противостоять вызовам четвертой глобальной промышленной революции.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter