Врачи спасли новорожденную девочку с тяжелым ожогом легких

Просто дыши, Алиса!

В роддоме столичной больницы № 6 Алиса родилась в срок, однако с тяжелой дыхательной недостаточностью, то есть сама не могла дышать. Реаниматолог Елена Дашковская вводит в курс дела: такой случай в медицине нередкий. И причин этому много. К примеру, инфекция, запутывание в пуповине или патология со стороны мамы, притом роженица может быть абсолютно здоровой. Как и мама Алисы. Ни коронавирусом, ни чем-то другим она не болела, однако поставлен диагноз: мекониальная аспирация. Когда загрязненные воды попадают в легкие ребенка, то вызывают там ожог и серьезные последствия для дыхательной системы. Обычно в таких случаях помогает ИВЛ, но здесь забили тревогу…

Реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации для новорожденных детей 6-й городской клинической больницы Минска Елена Дашковская (справа).

– Не спасала ребенка ИВЛ, причем на самых жестких параметрах. Легкие не справлялись со своей основной функцией — не доставляли организму кислород, сатурация неуклонно падала, это грозило гипоксией — снижением уровня кислорода во всем организме, который долго не выдержал бы. Понадобился другой метод спасения, и его на себя взял аппарат ЭКМО. В моей практике при дыхательной недостаточности он применялся впервые и показал успешные результаты. В общем, способ тяжелый, но единственный действенный, — вводит в курс дела Елена Дашковская.

Благодаря оперативной реакции и грамотному подходу врачей малышку удалось спасти. Огромная в этом роль как роддома и реанимационного отделения больницы № 6, так и бригады РНПЦ детской хирургии, которая подставила свое сильное плечо и взяла на себя самые специфические задачи.

— Команде реанимации нашей больницы удалось держать малышку в компенсации, это важное условие для подключения к ЭКМО, — объясняет Елена Дашковская. — Через некоторое время легкие Алисы значительно восстановились, ее отключили от аппарата, но она по-прежнему нуждалась в кислородной поддержке. Девочку на днях выписали домой, она хорошо себя чувствует, а легкие со временем полностью восстановятся.

Алиса в больнице провела два месяца. И хотя прогнозы положительные, но расслабляться рано. Бесследно болезнь вряд ли пройдет. Допустим, чаще будут приставать бронхит и простуда, поэтому девочке, когда подрастет, и ее родителям в этом плане надо быть внимательными и осторожными, по возможности не допускать рецидивов. Сейчас Алиса нуждается в более интенсивном наблюдении, чем обычные дети. Однако ее жизни ничего не угрожает, и ухоженная малышка, улыбающаяся и раскинувшаяся в кроватке, выглядит не так, как до спасения.


— Вы как, слабонервная? — перед тем как протянуть смартфон, уточняет у меня Елена Дашковская и показывает фото Алисы, окруженной множеством длинных и коротких проводов. — А это канюли. Они насыщают венозную кровь кислородом. В общем, ЭКМО заменяет легкие, часто используется при пороках сердца, когда дыхательную функцию надо выключить. Легкие при этом в дыхании не участвуют, и это основное отличие от подключения к обычному аппарату ИВЛ.

Не сказать, что поражение легких загрязненными околоплодными водами напрямую связано с коронавирусной инфекцией, однако количество этих патологий в последнее время выросло. Тяжелых рожениц примерно 10 в год, но исход в основном благоприятный.

— Период из-за коронавируса сейчас тяжелый. Младенцы у инфицированных женщин редко рождаются зараженными, зато с ослабленным иммунитетом. Потому что получают его от мамы и пользуются им первое время после рождения, пока созреет собственный. Особенное негативное влияние ковида заметили в последнюю волну, — рассматривает истории болезней Елена Дашковская.

Прививка для беременных — единственное спасение. И не только для беременных. В пример отдельные страны, где защищено около 80 процентов жителей и нет страшных вспышек, массовых поступлений в больницы.

— Пассажиров, которые в общественном транспорте без масок, хочется взять за руку и привести в реанимацию. Кашляют, размазывают сопли по маршрутке. По-моему, это настоящее преступление. А если заразится беременная женщина? — задается вопросом Елена Дашковская.

Реаниматолог переехала в Минск три года назад из Гомельского областного роддома. За 16 лет через нее прошли тысячи тяжелых малышей. Их жизнь была на волоске, родители не находили себе места, паниковали. Каково это — выносить и родить ребенка, у которого развилась серьезная патология? И даже слаженные усилия команды медиков могут быть безуспешны.

— Работа врача связана не только с победами, восклицаниями и слезами радости. Не забуду историю, как в Гомеле родился малыш в 26 недель весом 760 граммов! Здоровым в этот срок быть невозможно. Настоящая крошка на ладошке, которую сумели выходить. Этому мальчишке скоро 14 лет, отлично учится, занимает первые места по боксу в республиканских соревнованиях. Большой молодец, боец по жизни. Это пример всем отчаявшимся никогда не сдаваться! — улыбается доктор.

Хочется верить, что Алиса вырастет такой же, с бойцовским характером. Чтобы спасители ею гордились.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter