Как–то вечером за чаем сказала сестре: «У вас, наверное, если потеряешь кошелек, тебе его обязательно вернут...»

Простая история

Эта история, которой я решила поделиться с редакцией и читателями уважаемой газеты, произошла чуть больше недели назад в Гродно. Я из Владивостока, приехала, т.е. прилетела в гости к любимой сестре. Все мне у вас нравится, а особенно люди — спокойные, благожелательные. Как–то вечером за чаем сказала сестре: «У вас, наверное, если потеряешь кошелек, тебе его обязательно вернут...»


  Фото  ribalych.ru

Утром мы поехали на известный далеко за пределами Гродненщины рынок Южный. Увлекшись покупками, я... потеряла кошелек. А в нем — достаточно приличная денежная сумма, паспорт и два билета: железнодорожный на поезд Гродно — Москва и авиа– на самолет из Москвы до Владивостока. Я была в отчаянии! И вдруг объявление по громкой связи, мол, кто потерял кошелек, подойдите к информационному центру...

В кошельке все было в целости и полной сохранности: деньги, белорусские и в валюте, билеты и документы. Девушка–информатор сказала, что бумажник принес совсем юный парнишка. Отдал — и ушел, даже не подумав о вознаграждении. Удачи тебе в жизни, незнакомый друг! Счастья вам, дорогие братья–белорусы!

Надежда ПЛАТОНОВА.

Владивосток.


Каким быть лицу города


Наш Могилев постоянно реконструируют, обновляют, и это не может не радовать. Но лицо города, считаю, формируется в историческом центре. Главное — его изюминки: такие как памятник «Звездочет» на площади Звезд, как скульптура железнодорожника на вокзале. Именно сюда люди приходят сделать фотографии на память. И именно таких ярких достопримечательностей, уверен, нам пока не хватает.


Фото  БЕЛТА.

Лично для меня был бы гораздо важнее так и не установленный вестовой столб прямо на дороге возле здания главпочтамта, чем памятные доски на разных зданиях, которые мало кто видит. Очень украсили бы город скульптурки, маленькие фонтанчики прямо на тротуарах, пешеходных дорожках. Такие вещи всегда запоминаются, создают уют.

И еще не нужно нарушать ансамбль исторического центра, строить многоэтажки, здесь уместнее дома небольшой высотности. Вот, к примеру, в Питере возвели огромное здание, которое портило вид, — и его снесли без сожаления. Большое внимание уделяется единству архитектурной композиции и в городах Германии, куда я часто езжу к приятелям. И нам давно пора взять на вооружение такую практику.

В последнее время вдоль тротуаров, в местах отдыха устанавливают скамейки. Очень красивые, дизайнерские, выразительные. Их должно быть много! Вовсе не обязательно, чтобы каждая лавочка являлась произведением искусства, хотя, конечно, и портить вид не должна. Главное, чтобы людям было удобно, создавало неповторимый стиль, присущий только нашему городу.

Юрий РОМАНОВ.

Могилев.


Куда катится велосипедное движение


Заметка «Почему некоторые велосипедисты
Фото  Артура  ПРУПАСА.


заезжают в тупик?» (№ 198 за 14 октября) заставила меня написать в «СБ».

Правила дорожного движения действительно поставили велосипедистов в непонятное положение. Тротуар — место движения пешеходов и только. Велосипед по ПДД — это транспортное средство, а значит, и двигаться должно по дороге. Велосипедист, находящийся на велосипеде, согласно правилам, является водителем и находится в одинаковых условиях с водителем авто, и двигаться должен тоже по дороге...

Сейчас по правилам велосипедисту разрешено ехать по тротуару. Тогда почему он должен останавливаться возле каждого пешехода, если подает сигнал, но на него не реагируют? На самом деле агрессивных среди велосипедистов не меньше, чем среди пешеходов, которые зачастую занимают весь тротуар, высказываются в адрес водителей двухколесного транспорта нелестно. Но и их можно понять: почему нужно постоянно оглядываться и шарахаться? Тротуар для пешехода самое безопасное место, и ничто не должно представлять на нем угрозы, даже если человек слушает через наушники музыку, говорит по телефону или просто задумался.

Разделить тротуар на две половины тоже не выход. Во–первых, не везде это позволяет ширина дорожки. Во–вторых, как показывает практика, там, где это сделано, внимания на разделение пешеходы не обращают. В–третьих, на тротуаре через каждые 50 — 100 метров велосипедисту встречаются бордюры, и он вынужден останавливаться.

Раньше водителям велобайков разрешалось ехать по дороге на расстоянии не дальше одного метра от края проезжей части или по обочине, и это было правильно. Владельцы авто спокойно реагировали на них. Сейчас, подъезжая вплотную, сигналят. Хотя, по правилам, в случаях, когда по обочине невозможно проехать, спуск на проезжую часть разрешен. Сплошную линию, разделяющую проезжую часть от обочины (казалось бы, безопасный участок для велосипедистов), никто не замечает — машины и здесь. А ведь, кроме как для остановки, ее пересекать запрещено. Я считаю, прежде чем вести борьбу с велосипедистами, нужно разобраться с водителями авто, игнорирующими ПДД, чувствуя свою безнаказанность. Среди хозяев двухколесных средств передвижения есть сорвиголовы, но и среди автолюбителей их не меньше.

Велосипед — безопасный и экологически чистый вид транспорта. Это движение нужно всячески поддерживать и способствовать его развитию, а не загонять в тупик. А автомобили — самые главные загрязнители воздуха и окружающей среды.

Алексей ТУРОВЕЦ.

Витебск.


Ад удзячных нашчадкаў


Незвычайны помнiк з’явiўся ў адной з вёсак на Гродзеншчыне. I зноў, што адметна, дзякуючы ўласным намаганням мясцовых жыхароў. Газета ўжо неаднойчы расказвала пра тое, як людзей, што жывуць побач, аб’ядноўвае якая–небудзь цiкавая i карысная для наваколля справа. I вось чытацкi лiст распавядае пра новую паспяховую iнiцыятыву.


«Помнiк вузкакалейцы Наваельня — Зарой — Навагрудак — Любча ўрачыста адкрыўся ў вёсцы Зарой Дзятлаўскага раёна.

Гэтую магiстраль мясцовага карыстання пабудавалi падчас Першай сусветнай вайны на акупiраванай тады немцамi тэрыторыi. З 1919 года, з устанаўленнем савецкай улады, вузкакалейка працавала на патрэбы гаспадаркi. Актыўна эксплуатавалася i пасля 1921 года, калi Навагрудчына часова адышла да Польшчы. У гады Вялiкай Айчыннай вайны акупанты iмкнулiся захапiць i цалкам кантраляваць вузкакалейку, аднак тое ў iх не атрымлiвалася: партызаны рэгулярна адбiвалi дарогу, падрывалi пуцi i масты, тэлефонныя лiнii.

Пасля вызвалення вузкакалейка працягвала мiрна працаваць. У значнай ступенi дзякуючы ёй хутка развiваўся рэгiён: мясцовыя калгасы атрымлiвалi ўгнаеннi, тэхнiку, адсюль вывозiлi розныя грузы, таксама курсiравалi i тры пасажырскiя вагоны для мясцовых жыхароў памiж населенымi пунктамi. Вузкакалейка эксплуатавалася да 1967 года.

Памятны знак вузкакалейцы — гэта вялiзны камень, на якi прымацавана мемарыяльная таб-лiчка з надпiсам пра час iснавання дарогi i яе прызначэнне, а таксама з пералiкам iмёнаў вяскоўцаў, што працавалi на чыгунцы. Трэба адзначыць, помнiк выкананы сiламi самiх вяскоўцаў, за iх сродкi. Iнiцыятарам стаў жыхар Зароя Вiктар Церайкоўскi. Яго iдэю падтрымалi стараста паселiшча Святаслаў Сас, iндывiдуальны прадпрымальнiк з Наваельнi Аляксандр Кот, якi дапамог нам у мастацкiм афармленнi помнiка, паяздны дыспетчар Баранавiцкага аддзялення Беларускай чыгункi ўраджэнец вёскi Зарой Дзмiтрый Сас, а таксама iншыя нераўнадушныя мясцовыя жыхары. Гэтыя неабыякавыя да сваёй вёскi людзi заслугоўваюць шчырай падзякi, адзначыла кiраўнiк справамi Данiлавiцкага сельскага Савета Галiна Дворык.

Адна справа зроблена, а наперадзе ўжо наступная — трэба добраўпарадкаваць пахаваннi часоў Першай сусветнай вайны, што засталiся паблiзу нашай вёскi.

Георгiй ШАРАЎ,
былы супрацоўнiк Навагрудскага краязнаўчага музея,
ураджэнец вёскi Зарой, Дзятлаўскi раён».


Фото автора.

Советская Белоруссия № 206 (25088). Среда, 26 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter