Проспект пяти площадей

«А шестую может построить каждый из вас», — говорят минским школьникам на уроках по истории малой родины
«А шестую может построить каждый из вас», — говорят минским школьникам на уроках по истории малой родины

Недавно каждый столичный первоклашка получил в подарок большую красочную тетрадь по «минсковедению» — «Мой родной город Минск». Уже в этом году у ребят появился новый урок — история малой родины.

— Пока он будет изучаться как дополнительная дисциплина. Позже, возможно, «минсковедение» включат в школьную компоненту, — рассказывает проректор Минского городского государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров образования (МГГИПКиПКО) Светлана Пугач.

Впервые о необходимости введения такого предмета заговорили еще в 2004 году. Но только недавно состоялась презентация первого учебного пособия по новой дисциплине, разработанного специалистами института повышения квалификации.

Постижение главного города страны начинается со знакомства с Минском современным. Авторы признаются: одна из целей, которая ставилась, — сделать это знакомство нескучным и не слишком официальным. В пособии «Мой родной город Минск» можно чертить, рисовать, разгадывать шарады и даже генерировать собственные мечты.

— Наше пособие направлено не столько на изучение истории города, сколько на пробуждение любви к нему, — говорит одна из авторов, доцент Нина Максимук. — Важно, чтобы ребенок почувствовал, что это не просто город, в котором он живет, когда–нибудь, возможно, он будет его строить, за него отвечать. К примеру, на уроке о главном нашем проспекте Независимости — проспекте 5 площадей — шестую мы предлагаем ребятам придумать самим.

Впрочем, познать почти тысячелетнюю историю города за 18 часов спецкурса (два раза в месяц), конечно же, невозможно. Потому дисциплина претерпит изменения по мере взросления учащихся: к серьезному изучению истории и биографии родного города ребята подойдут уже к 5-6–му классу.

— Когда работали над программой, конечно же, мы изучали опыт подобных предметов в других регионах. Скажем, того же «москвоведения», которое преподается московским школьникам уже почти десятилетие, — рассказывает одна из авторов Наталья Сергун. — На наш взгляд, там слишком много общей истории. Не хотелось перегружать предмет. И хотя более глубокое изучение городской истории предусмотрено у нас несколько позже, но и у первоклашек без нее не обойтись: в рассказе о крупных предприятиях города, например.

— Но вообще у нас предмет построен так, чтобы идти не от прошлого к современности, а, скорее, наоборот: от современности строить мостик в прошлое, — рассуждает Нина Максимук. — Как человек немолодой могу сказать, что история города пишется на наших глазах и важно научить детей ее видеть и понимать.

Историю родного города, бесспорно, знать надо. Но не станет ли появление еще одного предмета дополнительной нагрузкой на и без того перегруженных учебной программой столичных школьников? Авторы и разработчики уверяют в обратном: «минсковедение» нельзя назвать слишком объемным, написана история в легкой и доступной форме, к тому же нечто подобное может появиться и в других регионах страны. Скажем, уже есть «молодечноведение», история Брестчины, готовится история Гомельщины.

— На мой взгляд, все должно начинаться с истории малой родины, — говорит учительница 1«А» класса 10–й школы Анна Ярмущик, в ее классе проходила презентация нового предмета и учебного пособия. — Ребенок должен знать все об улице, районе, городе, в котором растет. Думаю, с этого и начинается понимание и уважение своей страны, своей Родины.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter