Проследовал с остановками

Российский поезд инноваций освоил белорусский маршрут

Более десяти дней передвижной выставочно–лекционный комплекс ОАО «Российские железные дороги» — поезд инноваций — колесил по городам Беларуси. Его смогли увидеть в Орше, Минске, Бресте. Последним остановочным пунктом в белорусском маршруте стал Гомель. Три дня работы прошли при аншлаге.


Поезд инноваций гомельчане ждали с нетерпением. Где еще такое увидишь: в девяти вагонах — вся история Российской железной дороги, экспозиция о развитии атомной энергетики госкорпорации «Росатом» — партнера Беларуси в строительстве атомной станции. Новейшие разработки «Роснано» и компании Philips...


К суперпоезду РЖД гомельчане потянулись, как на ярмарку распродаж, — с первых часов его работы. В ряды любопытствующих влилась и корреспондент «СОЮЗа». Интересно, что это за вагончики такие, респектабельного стального отлива? Лектор–проводник пригласила на экскурсию:


— Основа выставки — купейные вагоны нового поколения, разработка Тверского вагоностроительного завода. Посмотрите вверх — перед вами интерактивная модель «Звездное небо». Вместо привычных окон — жидкокристаллические экраны. А теперь внимание! Сейчас вы увидите ролики о развитии высокоскоростного движения в России. Пока это поезда — «Сапсан», «Аллегро» и «Ласточка», запущенные на некоторых направлениях.


Информация о том, что «Аллегро» расстояние от Питера до Хельсинки преодолевает за три с половиной часа, вместо прежних шести, впечатлила слушателей:


— Во летит. Из Гомеля до Москвы бы так.


— У нас, кстати, тоже швейцарский поезд запустили. И эконом–дизели уже пошли...


Тверской вагоностроительный завод готовится поставить на рельсы опытный вариант двухэтажного вагона. Всем хорош. Один нюанс для высоких — не исключаются ограничения по росту. Очередной лектор переводит «разбежавшиеся» глаза на другую точку:


— А это наш магистральный газо–трубовоз, который в 2009 году попал в Книгу рекордов Гиннесса. Провез 159 вагонов с массой 15 тысяч тонн.


Железная дорога — как на ладони. Пути, вокзалы, переезды в виде мини–копий и действующих макетов. Космодром Байконур в мельчайших деталях. Самым смелым предложили сесть за тренажеры–стимуляторы. Поначалу народ осторожничал. Единицы решались попробовать себя в роли машиниста электровоза. Обстановка–то реальная, изображение в системе 3D, поезд «разгоняется» до 200 км/час. В итоге увлеклись не на шутку:


— А условия посложнее?


Проводник соглашается:


— Пожалуйста, сильный туман.


— Вы ему еще экстрима поддайте.


— Встречный поезд!


Из «тренажерной», наверное, пришлось бы выводить, если бы не вагон «Росатома». Замначальника комплекса Денис Алексеенков признался: в Беларуси эта экспозиция оказалась самой востребованной. Почему в «атомный» вагон белорусских посетителей тянуло как магнитом, излишне объяснять. Чернобыльская авария из недавнего прошлого. Строительство собственной АЭС в настоящем...


Прежде чем добрались до «реактора», проводник успел живо и легко поведать о происхождении радиации, ее природных источниках и степени влияния на организм. В тот момент, когда мы вышагивали по футуристическому вагону и интересовались собственной безопасностью, радиационный фон в Санкт–Петербурге в четыре раза превышал гомельский (потому что город сплошь из гранита), а на монацитовых песках пляжей бразильского Гуарапари — в 200 раз!


А вот и предмет всеобщего интереса — интерактивный макет ядерной установки. Лектор ее запускает. Пошла работать. И тут же вопрос из «зала»:


— А если вдруг чего?


— Строящиеся сегодня российские атомные станции располагают принципиально новой системой безопасности. Вот смотрите, идет экстренное охлаждение реактора с помощью циркуляционных баллонов с водой. Если расплавление реактора предотвратить не удалось, то последним заслоном от выброса радиации становится ловушка, куда и упадет неотработанный уран для дезактивации.


— Как же тогда «Фукусима»?


— Там атомную станцию строили американцы в 70–х. И принцип был совсем другой. Кстати, можете воспользоваться очками и рассмотреть проект российской атомной станции в формате 3D.


На выходе все массово измеряли персональную дозу радиации.


В последнем вагоне комплекса впечатлили разработки компаний «Роснано». Меня лично — 3D чернила. Вроде ничего особенного, а на выходе — объемное изображение. Красота. Или электронный учебник со сверхгибким небьющимся корпусом, вмещающий до 50 тысяч различных учебников. Людей более практичных тянуло к стеклопакетам, которые не выпускают тепло и не пропускают солнечные лучи, и к «экономным» лампочкам. В отличие от подделки они не нагреваются. А гомельчане, которым не удалось увидеть эту уникальную экспозицию, искренне жалели, что поезд ушел...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter