Проси всего, чего пожелаешь

Что решит проблему нехватки квалифицированных рабочих?

Что поможет решить проблему нехватки квалифицированных рабочих?

Сегодня рабочий на промышленном предприятии — это уже не человек в промасленной робе с закоптившимся лицом, которому приходится работать в пыльных и шумных цехах. На смену старым машинам повсеместно приходит современная автоматика, позволяющая совершать сложные операции одним нажатием на кнопку. Да и зарплата у квалифицированного персонала немаленькая: на некоторых белорусских предприятиях она доходит до $ 800—1000 в месяц, а то и больше. И тем не менее именно рабочий персонал сегодня в особом дефиците на рынке труда.

Кузнецы экспортного счастья

Недавно в ОАО «Керамин» заработал новый цех по выпуску керамогранита, благодаря которому объемы выпуска керамической плитки выросли более чем на 10 %. Повысилось и качество: здесь, в частности, установлены машины с цифровой печатью — это последнее, что сегодня есть в мире керамики. Несмотря на то, что за 5 месяцев объем продаж керамической плитки в России снизился на 12 %, белорусский производитель смог увеличить отгрузку на этот рынок на 2,5 %. В 1,5 раза вырос экспорт в Украину. Конкурировать по цене с местными производителями, у которых и энергетика дешевле, и исходное сырье «под боком», «Керамин» не может. Соответственно, приходится брать потребителя более модными коллекциями, привлекать интересным дизайном. В общем, все бы неплохо, но самая главная проблема, с которой сталкиваются на предприятии, — огромный дефицит кадров.

— Людей у нас не хватает, невзирая на достаточно неплохую зарплату, — сетует генеральный директор ОАО «Керамин» Александр Яновский. Так, средняя зарплата рабочих на этом предприятии в пересчете на иностранную валюту составляет более $ 800.

Всем надо

Впрочем, с подобной проблемой сталкиваются сегодня практически все промышленные организации. Причин тут много. В частности, это связано с падением престижа профессии в последние десятилетия, что вылилось в отсутствие интереса у молодежи к ней. Присутствует и элементарное иждивенчество. Так, на одном из предприятий рассказали, что они приглашают рабочих с других производств, где зарплата намного меньше. Но там говорят: мы свои 4—5 миллионов рублей заработаем, в потолок поплевывая, а у вас ведь работать надо…

Происходит переток специалистов и в другие отрасли, где более высокий уровень вознаграждения. В основном это строительство и торговля. Вспомним, что министр торговли Валентин Чеканов недавно признавался журналистам, что зарплата в отрасли сейчас очень достойная, вплоть до того, что некоторые кассиры получают больше министра. В июне этого года средняя зарплата в торговле, по данным Белстата, сложилась на уровне

Br 4,955 млн., это около $ 550. При этом в розничном секторе данный показатель достиг Br 4,542 млн., в оптовом — Br 6,2 млн. Для сравнения: в промышленности средняя зарплата за июнь составила Br 5,6 млн., или около $ 630. Вроде бы перевес ощутимый, но это только средний уровень. Директора промышленных предприятий разводят руками: если на дверях крупных торговых центров висят объявления о найме персонала с красивыми цифрами, кого заставишь стоять у станка?

Что уж говорить о строительстве, где в последнее время удалось прилично «подтянуть» зарплату. Средний уровень в июне, по подсчетам Белстата, — Br 6,944 млн., или около $ 780. Это на треть превышает среднюю зарплату строителей в июне 2012-го. На значимых объектах, которые должны быть возведены в сжатые сроки, специалистам платят и тысячу долларов, а где-то и полторы. Об этом недавно сообщил заместитель премьер-министра Анатолий Калинин.

Где предел роста

Эксперты по найму персонала говорят о том, что дефицит высококвалифицированных рабочих уже привел к большим разбросам в зарплатах. И часто, чтобы удержать работника, нанимателю приходится так повышать планку вознаграждения, что это угрожает экономике предприятия. Порой это делается за счет урезания зарплат других, менее ценных, специалистов. Между тем на макроэкономическом уровне наблюдается рост доходов, не соответствующий повышению производительности труда. Так, в отчете Минэкономики говорится, что в январе—апреле этого года производительность выросла на 3,5 %, что на 19,4 % ниже роста реальной заработной платы. «Несбалансированность роста данных показателей остается проблемным вопросом развития экономики, — признают в ведомстве. — Реализация планов комплексной модернизации экономики будет способствовать росту производительности труда».

Что касается проблемы дефицита кадров, то ее одним повышением зарплат уже не решить. В каждой отрасли есть свой потолок оплаты труда, при достижении которого предприятия можно закрывать, в лучшем случае отдавая заказы на аутсорсинг, то есть на сторону. Уже сегодня ряд работодателей решает проблему нехватки кадров через привлечение иностранной рабочей силы. На крупных стройках Беларуси можно увидеть работников из Китая, Вьетнама, Таджикистана и других стран. Только по официальным данным, в столице в первом полугодии этого года трудоустроилось более 4 тысяч иностранных граждан. Для сравнения: за такой же период 2012-го — в 2 раза меньше.

Некоторые руководители задают сегодня вопросы, связанные с достаточно жесткими социальными гарантиями. Например, белорусские швеи уезжают в Россию, чтобы работать там по 12 часов в сутки вахтовым методом. Через несколько месяцев они возвращаются и отдыхают до того момента, когда опять требуется заработать денег. Принципиальный момент: платят им на российских фабриках столько же, сколько смог бы платить белорусский работодатель, имей он возможность организовать такой же график работы. Возможно, пришло время придать нашему законодательству более гибкий характер, говорят эксперты. Во всяком случае, это позволит уменьшить отток кадров за границу. Ну а пока рынок труда остается тем местом, где заправляет работник. Нанимателю в нынешних условиях приходится пускаться в пляс под его дудку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter