В Беларуси нет абсолютно никаких предпосылок для возникновения межрасовой или межконфессиональной вражды

Прошлое учит ценить настоящее


НЕДАВНО была на венчании знакомых. Он православный, она католичка. В церкви за церемонией наблюдали родственники от одной и другой стороны, после за одним столом отмечали… Много лет общаюсь с католической семьей: дружные, веселой гурьбой они традиционно после воскресной литургии залетают в гости и рассказывают, как прошла служба. На Пасху поздравляем друг друга, в какой-то год даже отмечали оба святых дня вместе, но с разницей в неделю. А что? Хорошего праздника много не бывает… Моя лучшая подруга — протестантка, глубоко верующий человек. Отрицает иконы, почитание святых мощей, но лучше и порядочнее человека я не знаю. И хотя я православная, между нами никогда не было и намека на разное религиозное непонимание: и поговорим, и обсудим, и к общему знаменателю придем.

Это только мои примеры из жизни. К чему я веду? Да к тому, что в Беларуси настолько толерантное общество, чуждое негативным проявлениям в отношении к представителям иных религий и этносов, аналогов которому очень мало. Хотя в некоторых государствах постсоветского пространства конфликты на религиозной и национальной почвах были и остаются довольно острыми. Взять хотя бы противостояние между народами бывших братских республик СССР Армении и Азербайджана, населявшими Карабах, который пережил три волны кровавых меж­этнических столкновений и две полномасштабные войны. А в конце сентября там произошло очередное обострение ситуации.

Как же Беларуси, в которой насчитывается 25 религиозных конфессий и направлений, удалось избежать межконфессиональных конфликтов? А межнациональных? Ведь на 2019 год, по данным Белстата, в стране (при 9,4 миллиона населения) проживают более 700 тысяч русских, 287 тысяч поляков, почти 160 тысяч украинцев, причем половина из этих категорий — люди в возрасте до 55 лет.

Думаю, дело не только в природной дружелюбности и толерантности белорусов, нашей гостеприимности, но и в политике, проводимой государством и его исполнительными органами на местах… Законодательная база страны построена таким образом, что представители всех этносов, любых конфессий защищены равными правами, живут в одинаковых условиях и не дискриминируются по национальности, религиозным взглядам.

За примерами далеко ходить не нужно: когда в Украине стало неспокойно, Беларусь с распростертыми объятиями (в прямом и переносном смысле) встретила беженцев на своей территории. Только в 2014 году, когда в Донбассе велись активные боевые действия, наша страна приняла 17 тысяч украинских граждан. Сегодня поток мигрантов сократился, но соседи в свои разрушенные дома возвращаться все равно не спешат. Обустроили быт, нашли работу, власти на местах оказали содействие в получении жилья. Живут и радуются, многие здесь, на белорусской земле, родили детей… Переселенцы давно считают Беларусь родным домом, а мы, живущие рядом, воспринимаем их как братьев. Люди, когда-то потерявшие нажитое, мирную жизнь, признаются: наша страна стала для них второй родиной, ведь здесь они обрели спокойствие и стабильность, поддержку и достаток — то, что нами воспринимается как должное.

А сколько студентов-иностранцев на улицах Минска и других крупных городов, которые едут за качественным и недорогим образованием! И ни разу не было в новостных лентах сообщений о стычках и конфликтах между ними и коренными. Ведь у белорусов большое сердце и открытая душа, на генном уровне заложены скромность и уравновешенность. А когда приезжих встречают как своих, они отвечают тем же. Но не будем забывать, что бывает иначе. Страшные примеры межнациональных конфликтов из истории, повторению которых нет места в мирной Беларуси, — тому подтверждение.

kapustina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter