Одно окно расширяет возможности

Проще — значит лучше

Сергей Задиран.
Было 103 — стало 182. С 10 июня в службе «одно окно» можно будет решить на 80 процентов больше вопросов, чем раньше. Это станет возможным благодаря целой программе совершенствования службы. О том, как сегодня работает система дебюрократизации, как развивается электронный документооборот и какие еще меры государство принимает для того, чтобы лишних заявлений и бумаг не было вовсе, «СБ. Беларусь сегодня» спросила у Сергея ЗАДИРАНА, первого заместителя министра юстиции.

В начале была Директива

Времена, когда для решения одного вопроса нужно было посетить 10 — 15 кабинетов различных ведомств, пытаясь найти нужную дверь, к счастью, в прошлом. Еще в 2006 году Президент подписал Директиву № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Основные положения этого документа многие госслужащие знают дословно. Ведь он кардинально поменял подходы к работе с обращениями граждан. Достучаться до госаппарата стало намного проще. Сергей Задиран работает в Министерстве юстиции без малого 20 лет. И те времена он хорошо помнит: «Решение Президента упорядочило и систематизировало подходы в работе с обращениями граждан. Принципы, заложенные в Директиве, работают и сегодня». Новый документ обязал государственные органы систематически проводить прямые линии, личные приемы граждан, работать в беспрекословном порядке с обращениями. И это решение было продиктовано жизнью: гражданам порой действительно было нелегко достучаться до тех или иных ведомств. После того как ведомства и государственные органы внедрили принципы Директивы в жизнь, министерства, к примеру, стали еженедельно устраивать приемы граждан, прямые линии. Сегодня Министерство юстиции проводит личные приемы каждую среду. Каждую субботу — прямую телефонную линию, задать вопрос может любой желающий. И даже если гражданин обращается с проблемой, не входящей в компетенцию министерства, ему все равно дадут ответ и подскажут, куда лучше обратиться. «Такого опыта, как у нас, нет ни в одной стране. Помню, на одной из международных конференций после презентации нашей страны спросил у присутствующих, в какой стране еще можно пообщаться с министром и его заместителями два раза в неделю? Оказалось, ни у кого такой возможности нет», — вспоминает Сергей Задиран.

Качественная услуга

«Само существование государства подразумевает осуществление государственных услуг, — рассуждает Задиран. — Человеку предоставляются какие-то возможности для реализации его потребностей. И государство в этом случае выступает исполнителем». По его словам, было время, когда никто в стране не знал, сколько именно административных процедур мы осуществляем. До тех пор, пока не был принят Указ № 200, подписанный Президентом. Он четко установил, на что способны и за что отвечают те или иные госорганы. Стало легче всем: исполнителям, которые перестали пересылать друг другу запросы от граждан, и гражданам, которые теперь могли сразу обратиться по адресу. Сергей Задиран говорит, что Министерство юстиции также выполняет ряд административных процедур. Например, предоставление информации из единого государственного регистра, согласование наименований юридических лиц, ряд процедур в сфере архивного дела и многое другое. Министерство, как и другие ведомства, следит за качеством оказания этих и других услуг. «В 2019 году мы опросили 12.783 заявителя, которые обратились к нам для того, чтобы согласовать наименования юридических лиц. Средний балл оценки за оказанные услуги получился 4.59 из 5», — приводит пример Сергей Задиран и говорит, что это хороший результат, но он также оставляет возможность для дальнейшего совершенствования.

Бумага больше не нужна

Одним из важных этапов дебюрократизации в стране стало введение электронного документооборота. Тысячи и тысячи заказных писем от одного госоргана к другому ежедневно отправлялись из разных точек страны. Документы запечатывались, подписывались, потом распечатывались, фиксировались. Тратилось трудовое время, сжигался бензин на то, чтобы доставить их из одной точки в другую. В то же время было понятно, что цифровизация дает возможность избежать излишнего бумагомарательства. Так и получилось. В 2013 году указом Президента была проведена модернизация ведомственных систем электронного документооборота. «Надо сказать, что на момент принятия указа в некоторых госорганах уже существовали свои внутренние электронные системы документооборота. Но теперь появились правила работы с документами в электронном виде, а также заработала система межведомственного документооборота (своеобразный файлообменник, который используют госорганы и иные организации)», — рассказывает Задиран.

«Сегодня все, кто работает в государственном аппарате, вместе с основной профессией, по сути, приобретают вторую. Ведь все ускоряется и переходит в цифру. Без знания технологий справиться с этими скоростями непросто», — говорит Сергей Задиран. В качестве примера он описывает опыт Министерства юстиции. А именно — проведение обязательной юридической экспертизы нормативно‑правовых актов. Процесс выглядит так: министерство или исполком, к примеру, разрабатывает свое решение. Далее этот документ поступает в Министерство юстиции — специалисты должны оценить его с точки зрения соответствия всем нормативно‑правовым актам. А затем после утверждения специалисты министерства отправляют его в Национальный центр правовой информации для официального опубликования. «С 2017 года эту функцию мы осуществляем в безбумажном офисе. Больше нет необходимости держать бумаги на столе и в теории даже находиться в офисе. Весь процесс идет через компьютер», — рассказывает Сергей Задиран. Для того чтобы представить, какое количество бумаги можно сэкономить, достаточно вспомнить, что один нормативно‑правовой акт может занимать несколько тысяч страниц. И порой их делается несколько копий. Колоссальная экономия. К тому же эти документы раньше либо присылали почтой, либо привозились курьером. Теперь все гораздо экономичнее.

Еще один момент: из‑за модернизации системы сократились сроки проведения юридической экспертизы. И если раньше от момента принятия акта исполкомом до направления в Минюст должно было пройти не больше 10 дней, то сегодня срок сокращен до 3 дней. Срок же направления в НЦПИ сократился с трех дней до одного.

Служба «одно окно» райисполкома города Щучина.

Кнопка вместо заявления

16 лет прошло с того года, когда Президент дал поручение местным органам власти организовать работу службы «одного окна» по заявительному принципу. С тех пор каждый исполком решал эту задачу по-своему. В 2018 году подходы унифицировали, был также определен перечень процедур, осуществляемых через «одно окно». Теперь, уверены в Минюсте (министерство координирует работу службы по всей стране), время идти дальше. Один из первых шагов — увеличение количества оказываемых процедур. Так, с 10 июня количество вопросов, которые можно будет решить, обратившись в «одно окно», увеличивается. Например, в сфере труда и социальной защиты можно будет решить вопросы назначения различных пособий, государственной адресной социальной помощи, семейного капитала, пособия по уходу за инвалидами, вопросы опеки, постановки на очередь, выдачи направлений в детский сад. В сфере архитектуры и строительства — разрешение на возведение домов, согласование проектной документации, продление сроков строительства различных объектов. В жилищном строительстве — разрешение об отчуждении объектов недвижимости, земельных участков, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласование перепланировки, самовольной постройки и другие. Помимо того, в службу можно будет обратиться по вопросам газификации жилого дома, предоставления налоговых льгот, выдачи справок по обозначенным процедурам. «Практика изучения и расширения их перечня будет продолжаться и дальше», — говорит Задиран, подчеркивая, что Минюст сегодня является непосредственным координатором деятельности службы. По его мнению, дальнейшее развитие оказания административных услуг будет идти по электронному сценарию. Это уже прописано в ряде нормативно-правовых актов: «Цифровая повестка занимает первое место в вопросах дебюрократизации. Нам предстоит наладить систему, в которой государственные органы в автоматическом режиме и с соблюдением всех прав могли обмениваться между собой информацией. Пока имеются только двусторонние договоренности». При этом первый заместитель министра уверен: времена, когда заказать любую справку можно будет по клику мышки, уже не за горами. К слову, в электронном виде уже можно оформить ряд документов, воспользовавшись единым порталом электронных услуг.

СПРАВКА

В Министерстве юстиции за год на личные приемы обратились 582 человека, еще 262 позвонили по телефону прямой линии.

МНЕНИЕ ИЗ РАЙОНА

Игорь Кузнецов, председатель Миорского районного исполнительного комитета:

— Я помню, как зарождалась служба «одно окно» 16 лет назад. Мы создавали ее с нуля, и поначалу были некоторые сложности. Но мы шаг за шагом налаживали связь между органами. Сегодня у нас работают опытные специалисты. И мы полностью готовы к тому, что с 10 июня количество процедур, осуществляемых через службу, увеличится. Базы данных уже сформированы, и мы готовы приступить к работе.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter