20 мая совершил свой последний рейс единственный остававшийся в эксплуатации на пассажирских линиях России Ту-134

Прощай, «стиляга»

Перевернута еще одна страница в истории советского самолетостроения. 20 мая совершил свой последний рейс единственный остававшийся в эксплуатации на пассажирских линиях России Ту-134, принадлежащий компании «Алроса». Пилоты, да и пассажиры, часто называли этот самолет «свистком» — за характерный звук двигателей, а также «стилягой» и «туполенком». Ветерана авиации помнят и несколько поколений белорусских любителей авиапутешествий — в свое время Ту-134 был одним из флагманов отечественного воздушного флота. Какую память оставила о себе легендарная «тушка»?

Серийное производство Ту-134 началось в 1964-м и завершилось в 1984-м. За это время, по данным ПАО «Туполев», было выпущено 852 экземпляра, в том числе в модификациях Ту-134 на 72 пассажира и Ту-134А на 76 пассажиров.

Более полувека в строю


Андрей Николаевич Туполев
Биография Ту-134 богата на события. Легендами окружено даже рождение самолета. Говорят, что эта машина обязана своим появлением Никите Хрущеву. Первый секретарь ЦК КПСС в 1960-м посетил во Франции презентацию нового реактивного самолета и, впечатленный увиденным, по возвращении в СССР поручил ОКБ Туполева заняться созданием отечественного аналога. В результате свет увидел ближнемагистральный пассажирский самолет, глубокая модификация Ту-124 с размещением двух турбореактивных двигателей в хвостовой части фюзеляжа — один из самых удачных проектов в области советского пассажирского авиастроения. 

Первый полет самолета Ту-134
Характерная конструкционная особенность Ту-134 — остекленный нос. Лишь в модификации Ту-134Б, производившейся с 1980 по 1984 год, она отсутствует. В результате упразднения места штурмана управлять самолетом мог экипаж из трех 
человек. Воздушная машина была сертифицирована по международным нормам. 134 экземпляра в различных вариантах были поставлены за границу. Крейсерская скорость
полета «тушки» составляла 750 — 850 км/ч, дальность с полной пассажирской загрузкой — 2.380 км.

«Стотридцатьчетверка» составляла основу авиапарка многих авиакомпаний с начала 1970-х по начало 2000-х годов. Беларусь — не исключение. Появление Ту-134 совпало с золотым веком Белорусского управления гражданской авиации. С 1961 по 1983 год в республике активно пополнялся воздушный флот. За эти годы был приобретен турбовинтовой самолет Ан-10, получил белорусскую прописку реактивный пассажирский самолет Ту-124, началась эксплуатация самолета Ту-134А, а в августе 1983-го Минская авиационная техническая база получила в свое распоряжение первый Ту-154.

Процесс затянулся

С обретением нашей страной суверенитета Белорусское объединение гражданской авиации, а впоследствии и компания «Бел-авиа» унаследовали этот парк воздушных судов. В середине 1990-х Ту-134А даже успел побыть президентским бортом. Только в нынешнем столетии с приобретением первых «Боингов» и CRJ-100 наш перевозчик начал списывать в утиль советскую технику.

Характерная конструкционная особенность Ту-134 — остекленный нос

Впрочем, в «Белавиа» намеревались сделать это и раньше. Еще в 2007-м заявлялось о планах вывести из эксплуатации самолеты Ту-134 и Ан-24 до конца года. Генеральный директор компании Анатолий Гусаров тогда говорил:

— Ранее были выведены из эксплуатации Як-40 и Ту-154Б. Сейчас парк воздушных судов составляют самолеты Ту-154, Ту-134 и Ан-24. Мы намерены часть из них продать, часть сдать в аренду в те регионы мира, где они пока пользуются спросом, и часть списать. Средства, вырученные от реализации самолетов, будут направлены на освоение и закупку новых судов.

Мотивы такого решения понятны: флот нужно было обновлять, да и топлива советские «ветераны» потребляли непозволительно много. К техническому же состоянию «тушек» особых нареканий не было, хотя еще на конец 1997 года средний износ по самолетам типа Ту-134 составлял 84%. Кстати, российские авиационные власти также заявляли в то время о планах вывести из эксплуатации все Ту-134 к 2010 году. Как видим, процесс растянулся еще почти на десятилетие. В Беларуси же последний Ту-134 был снят с рейсов в августе 2009 года, через месяц после прибытия в распоряжение «Белавиа» очередного «Боинга» модели 737–500.

Встреча 10 лет спустя


Торжественных проводов «свистка» не было — не до ностальгии, когда парк пассажирских лайнеров в стране преображается буквально на глазах. Ближайший родственник Ту-134 — не менее легендарный самолет Ту-154 — свой последний рейс в составе авиакомпании «Белавиа» совершил пару лет назад. И вот здесь уже ностальгические нотки зазвучали в полную силу. Церемония прощания с последним Ту-154М из авиапарка нашего перевозчика прошла в Национальном аэро-порту «Минск» 24 ноября 2016 года, а свой финальный коммерческий рейс «дедушка авиации» совершил 29 декабря того же года.

Несмотря на то что Ту-134 уже 10 лет не эксплуатируется в Беларуси на регулярных пассажирских рейсах, встретиться с ним можно. Например, в двух шагах от Национального аэропорта «Минск». Неподалеку от здания аэровокзала находится экспозиция самолетов гражданской авиации времен СССР, и Ту-134 занимает в ней видное место. Еще одно место встречи — музей авиационной техники под открытым небом, действующий на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ.

НА ЧТО СПОСОБЕН ТУ-204

Конструкторское бюро «Туполев» было преобразовано в подразделение одноименного акционерного общества (ПАО «Туполев»). Самыми известными современными пассажирскими машинами производства компании являются Ту-204/214 — семейство среднемагистральных самолетов, рассчитанных на 164 — 215 мест и дальность полета 4.200 — 5.920 км.


ФАКТ

В середине 1970-х в Советском Союзе был разработан ближнемагистральный трехдвигательный самолет Як-42, призванный заменить Ту-134. Эту технику выпускали на Смоленском и Саратовском авиазаводах. Увы, машина так и не смогла составить полноценную конкуренцию Ту-134: всего было выпущено 183 самолета, последний из которых поставили заказчику в 2003 году.



НА ЧЕМ ЛЕТАЕТ «БЕЛАВИА»?

Воздушный флот авиакомпании «Белавиа» состоит из самолетов от трех производителей:

•  Boeing 737-800 (5 единиц), Boeing 737-500 (6 единиц) и Boeing 737-300 (6 единиц) — представители многочисленного семейства узкофюзеляжных турбовентиляторных реактивных пассажирских самолетов американской корпорации Boeing, известного с 1967 года;

Boeing 737–500

•  CRJ-200 LR (3 единицы) — региональные самолеты канадской компании Bombardier, рассчитанные на 50 мест экономического класса;

Bombardier CRJ-200

•  Embraer 195 (4 единицы), Embraer 175 (3 единицы) — представители семейства двухмоторных узкофюзеляжных самолетов средней дальности, производитель — бразильская компания Embraer.

В апреле наш перевозчик в рамках договора с ирландской лизинговой компанией получил три самолета — Embraer-195 и Embraer-175. Еще два самолета этого бразильского производителя будут поставлены в декабре 2019-го и апреле 2020-го. Эта техника в будущем полностью заменит небольшие CRJ. В прошлом году в «Белавиа» озвучили информацию о планах приобретения четырех авиалайнеров Boeing 737 MAX8 на условиях лизинга. Первый самолет в рамках данной сделки ожидался в Минске в мае этого года. Однако безопасность Boeing-737 MAX была поставлена под сомнение после того, как самолеты этого типа потерпели два крушения менее чем за пять месяцев. В результате поставка воздушной техники Boeing для белорусского перевозчика была приостановлена до решения всех вопросов, связанных с безопасностью данного типа воздушных судов.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter