Прощай, раис

Спор о роли личности в истории еще не разрешен. Время выносит на гребень волны своего избранника? Или все-таки есть люди, которым под силу повернуть ход этого корабля? Несомненно, Ясир Арафат войдет в историю как человек, который пытался это сделать. Это тот случай, когда можно без пафоса сказать, что вместе с ним уйдет эпоха.
Спор о роли личности в истории еще не разрешен. Время выносит на гребень волны своего избранника? Или все-таки есть люди, которым под силу повернуть ход этого корабля? Несомненно, Ясир Арафат войдет в историю как человек, который пытался это сделать. Это тот случай, когда можно без пафоса сказать, что вместе с ним уйдет эпоха. Раис - это осколок той эпохи, когда войны назывались национально-освободительными движениями, понятие камикадзе ассоциировалось сугубо с Японией, а книга Джорджа Оруэлла "1984" рассказывала о будущем.

В хрестоматийном палестино-израильском конфликте есть три отдельные главы: то, как его воспринимают палестинцы, как к нему относятся израильтяне и что о нем думают те, кто географически удален от этой "горячей точки" на карте. Первые две главы и после Арафата останутся неизменными, а вот третью точно придется переписывать. Теперь размежевание на террористов и нетеррористов на Ближнем Востоке, возможно, будет проводиться более четко.

Многое будет зависеть от решения вопроса о преемнике. Вчера первое сообщение о политическом завещании Арафата передала израильская газета "Маарив". По сведениям ее источников, главным после себя он оставил руководителя политбюро Организации освобождения Палестины Фарука Каддуми, который известен радикальными взглядами на проблему урегулирования конфликта с Израилем и является ярым противником достигнутых в Осло мирных соглашений.

Но на этом не исчерпывается полный список игроков, остающихся на сцене после ухода режиссера. Представители палестинских силовых структур и военизированных группировок выразили готовность воздержаться от дестабилизации ситуации в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Сам факт, что об этом договариваются на равных премьер-министр Ахмед Куреи, руководители служб безопасности ПНА и ФАТХ с главарями радикальных группировок "Хамас" и "Исламский джихад", свидетельствует о многом. Последние готовы выйти из глубокого подполья и уже призвали организовать "коллективное руководство" для заполнения вакуума власти.

Борьба за власть между старой и новой гвардиями в рядах движения ФАТХ с одной стороны и организацией "Хамас" - с другой, вполне вероятно, приведет к тому, что палестинская сторона будет неспособна в течение долгого времени серьезно проводить переговоры с кем бы то ни было. Все боятся хаоса. Не исключено, что такое развитие событий придаст мощи тому же "Хамасу" и сделает его основной силой в Палестине. Есть опасения, что руководство из так называемых "тунисцев" - людей, окружавших Арафата в годы его ссылок, - будет обладать лишь формальной властью, но не получит реального контроля над территориями. По крайней мере, арабская улица благоволит не Каддуми, который, кстати, так и не вернулся из Туниса, а к тем, с кем она повседневно сражается плечо к плечу.

В любом случае ясно, что борьба за наследование власти неизбежна. Будет она проходить мирно или выльется в насилие? И самое главное: сможет ли новое руководство бороться с терроризмом? Вскоре нам предстоит узнать ответы на эти непростые вопросы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter