Прощай, оружие?

О современной финансовой системе

После «Великой депрессии» Германия очнулась в цепких руках Гитлера. В середине 70–х годов прошлого века цены на нефть выросли в несколько раз, и в результате произошла научно–техническая революция, власть захватил компьютер. Как изменится мир после нынешнего экономического кризиса?


«Мы живем в веке, когда меняется нечто принципиальное, — считает Збигнев Бжезинский. — Подходит к концу продолжавшееся в течение 500 — 600 лет доминирование Запада». В том числе и военное. Но если Соединенные Штаты свою мощь при всем желании быстро растратить не смогут («Военное равновесие меняется медленнее всего. Военный бюджет Америки больше, чем у всех других государств на планете, вместе взятых», — отмечает бывший советник американского президента по национальной безопасности), то у Европы нет такого запаса прочности. Сейчас, когда европейские правительства пытаются экономить, они это делают в первую очередь за счет расходов на оборону.


По большому счету, современная финансовая система своим появлением обязана армии. Государствам требовались деньги для того, чтобы содержать солдат и генералов, они взимали налоги с мирных граждан — так в незапамятные времена был приведен в действие финансовый механизм, который сегодня дал сбой. По иронии судьбы, именно европейские армии пали первой жертвой экономического кризиса.


Испания, которую, наверное, только победа на чемпионате мира спасла от долговой ямы, в этом году сократила свои военные расходы на 9 процентов. Примерно столько же отняла у своих карабинеров Италия. А Франция в течение ближайших трех лет намерена сэкономить 5 миллиардов евро. В Швеции же с июля вообще отменена всеобщая воинская повинность — тоже не в последнюю очередь из–за дороговизны. Немецкая пресса призывает свое правительство к аналогичному шагу.


Сегодня стало возможным то, что еще недавно нельзя было себе представить. Две ядерные державы в Евросоюзе — Франция и Великобритания, — сообщает немецкая «Зюддойче цайтунг», пока непублично обсуждают возможность объединения своих (слишком дорогих в эксплуатации) ядерных арсеналов. В то время как в мире есть немало стран, которые спят и видят, как бы заиметь такое оружие! Но у европейцев другие соображения: дешевле иметь одну еэсовскую бомбу, чем отдельно французскую и британскую, хотя цели у них общие.


«Европейским странам было бы полезно задуматься о создании единой общеевропейской армии. Тем более что этому мирному континенту предстоят времена финансовой нестабильности. Поэтому было бы разумно, чтобы именно армия была гарантом безопасности. Она могла бы стать хребтом Европы», — считает «Зюддойче цайтунг». Однако если главная причина создания общей армии — это желание сэкономить, то, конечно же, ничего не получится. Эта идея родилась гораздо раньше, чем было задумано евро. Но преимущество единой валюты оказалось в том, что она может принести осязаемый экономический результат. Война же — слишком дорогое «удовольствие», потратиться на которое кто–то еще должен заставить.


«Когда я работал в Белом доме (конец 70 — начало 80–х годов. — Прим. И.К.), самой большой угрозой было развязывание атомной войны. Мы каждый день имели это в виду. За 28 минут мог развиться кризис, который в течение 6 часов привел бы к смерти от 80 до 120 миллионов человек, — признается Бжезинский. — Сейчас такой угрозы нет». Конечно, события в нестабильном мире держат европейцев в тонусе. Но поскольку угроз существованию государств нет, все войны будут, скорее, происходить по выбору, чем по необходимости. Как, например, кампания в Афганистане. Среди заокеанских политологов есть такое мнение, что в «холодной войне» США, как это ни парадоксально, потеряли Европу.


Старушка комфортно жила под широким зонтиком НАТО, который в своей крепкой руке держали над ней Соединенные Штаты. Всего пять стран выполняют сегодня требование НАТО о выделении 2 процентов национального ВВП на нужды обороны. Некоторые государства выделяют меньше процента. У них, разумеется, есть тому объяснение. «Но финансовое состояние Вашингтона не лучше, — отмечает в своем исследовании на эту тему Дуг Бэндоу — старший научный сотрудник Института Катона, в прошлом он — специальный помощник Рональда Рейгана. — Соединенным Штатам надо также уменьшать военные ассигнования, особенно на Европу».


Если американцы, образно говоря, уйдут из Европы, это может означать дальнейшее ослабление континента, а может, что удивительно, дать европейцам исторический шанс действительно объединить свои вооруженные силы, как они когда–то поступили с валютой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter