Прощай, оружие!

Мужчины любят оружие.
Мужчины любят оружие. Вороненые стволы, лаковые приклады, узкие жала лезвий...

Но где должно храниться оружие? Мы не говорим о боевом оружии армии, милицейских арсеналах и т.п. Мы об оружии, которое находится у штатских лиц...

...В хранилище Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны ровными рядами выстроились пулеметы, автоматы, винтовки. На полке - гильзы от артиллерийских снарядов, похожие на большие металлические банки. В шкафах - пистолеты: от крохотных, свободно умещающихся на ладони, до устрашающе больших. А вот пулемет системы Шпагина в добротном деревянном футляре. Уникальная вещь - миллионный экземпляр, выпущенный в 1943 году на Московском автозаводе имени Сталина, был подарен П.Пономаренко, начальнику Центрального штаба партизанского движения, о чем гласит надпись. Таких "вещиц" было изготовлено всего 20, они вручались Сталину, маршалам Жукову, Коневу, Рокоссовскому.

По словам главного хранителя фондов Галины Скоринко, коллекция оружия насчитывает 650 с лишним единиц, и только огнестрельного здесь около 500. В начале марта эти запасы пополнились. Сотрудники управления военной контрразведки КГБ передали музею немецкий карабин маузер и ствол отечественной винтовки Мосина. Пока оба этих военных раритета находятся в фондохранилище, но, возможно, со временем появятся на выставке или в экспозиции. Как уточнила Галина Васильевна, все музейное оружие выведено из боевого состояния. Более того: милиция каждый месяц проверяет его сохранность.

Даже такое, которое в годы войны изготавливали партизаны. Обод от бочки, рама от велосипеда, накладка на ручке из коровьего рога - около 100 автоматов из подручных материалов смастерили партизанские оружейники Пинщины Яков Темяков и Янкель Менкин. Один из автоматов они подарили легендарному партизанскому командиру Василию Коржу: сейчас он выставлен в музейной экспозиции. Такой же переслали и Пономаренко. После чего Пантелеймон Кондратьевич передал радиограммой, что оборудование мастерской Темякова и Менкина необходимо сохранить для музея.

А партизан Тенгиз Шавгулидзе, до войны, кстати, работавший инженером-железнодорожником, изобрел... гранатометы. Ствол у них представлял собой насадку на винтовку, сделанную из обыкновенной водопроводной трубы или гильзы от небольшого артиллерийского снаряда. В насадку вставлялась граната - тоже "произведение" Шавгулидзе.

После освобождения Минска в 1944 году партизаны сдавали ставшее ненужным оружие в Белорусский штаб партизанского движения, который в то время находился в деревне Лошица неподалеку от Минска. Оттуда оно направлялось в музей. По словам Галины Васильевны, транспорта для перевозки не было. Приходилось даже останавливать военные автомобили. А пушку на колесах от крестьянской телеги переправляли на лошади. Первая музейная экспозиция открылась в октябре 1944 года, и уже тогда посетители смогли увидеть партизанское оружие. Когда война закончилась, офицеры передавали музею личные кортики, шашки, сабли, пистолеты. Музейщики посещали мастеров-оружейников, ездили в экспедиции в разные области Беларуси. В 50 - 60-е годы по просьбе музея военные части передавали минометы, гаубицы и другие орудия.

Это - правильно. Это нормальная цивилизованная тенденция: определять оружию безопасное и достойное его место. И хочется надеяться, что владельцы незаконно хранимых опасных "игрушек" (а сегодня, по данным МВД, в руках у наших соотечественников находится 1.444 единицы боевого и служебного оружия - очень грозная, если вдуматься, сила) сдадут их туда, где им и положено находиться. В музейных витринах под присмотром знающих людей, право, любое оружие, начиная от именного пистолета и кончая партизанскими самоделками, смотрится гораздо лучше, чем в плохих руках или подпольном тайнике.

Кстати

Статистика свидетельствует, что количество огнестрельного оружия, находящегося на руках у населения, не уменьшается. Если в 2001 году милиционерами были изъяты 2.894 незаконно хранящихся "ствола", то в прошлом - уже 3.030. С другой стороны, добровольно сдавать оружие граждане тоже стали активнее: в прошлом году это были 1.252 единицы, в позапрошлом - 950.

Наибольшей популярностью у белорусов пользуются пистолеты Макарова: легальное их количество - 629 единиц. На втором месте револьверы системы "Наган" - 179 штук, "бронзу" уверенно держит автоматический пистолет Стечкина - 108. Последний, к слову, является и самой дорогой из вышеперечисленных моделей. Стоимость одного АПС - 210 долларов, "Макаров" "тянет" на 170, а "Наган" - всего на 40.

Разумеется, не все желают расстаться с оружием добровольно. На днях, например, оперативники Советского УВД Минска в квартире у индивидуального предпринимателя изъяли целый арсенал, включающий карабин Мосина, две пневматические и одну малокалиберную винтовку, револьвер "Наган", самодельный пистолет, а также большое число боеприпасов калибра 9 и 5,45 миллиметра. И зачем мирному человеку столько железа?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter