Не стало художника Валерия Шкарубо

Прощай, мастер кисти…

Не стало художника Валерия Шкарубо. Один из самых знаменитых пейзажистов Беларуси ушел из жизни в 62 года, в самом расцвете творческих сил и таланта. 


Его называют художником счастливой судьбы: кто-то скажет, что Валерию Шкарубо всю жизнь везло, но тут же добавит — всего в жизни знаменитый живописец добился своим уникальным даром и верными руками. Его преждевременный уход — величайшая утрата для нашей культуры. 

— За последние 30 лет в Беларуси сложилось поколение классических пейзажистов, в котором Валерий Шкарубо был одной из самых значительных величин, — убежден друг покойного, художник Игорь Бархатков. — Огромное влияние на его творчество оказал пленэр после чернобыльской катастрофы, в котором он участвовал вместе с другом Владимиром Кожухом и несколькими другими художниками. Увиденное в Чернобыле отразилось в работах Шкарубо и навсегда определило трагичный характер его творчества. Я видел картины, привезенные им оттуда, — щемящие, полные переживаний. Причем он учился не на живописи, а на факультете промышленного дизайна, то есть всего, чего он — парень из Борисова, не связанный со столичным бомондом, — добился, он добился сам. 

Валерий Шкарубо многие годы был одним из самых любимых художников у белорусских любителей живописи, не оставляли его вниманием и искусствоведы, картины пейзажиста еще при жизни попали в фонды Национального художественного музея. Ценили мастера и за рубежом: с восторгом принимали и скупали работы в Китае — на одном из самых крупных мировых рынков искусства, приобретали картины коллекционеры из Италии, устраивали выставки. Даже французы, известные приверженностью сугубо своему национальному искусству, не прошли мимо уникального таланта белорусского художника и из года в год приглашали его на легендарный Осенний салон — в Париж, на Елисейские Поля. А он между тем был совсем не звездным и не пафосным, всю жизнь сохранял связь с малой родиной, подарил родному Борисову несколько десятков шедевров. 

Несмотря на внезапный и ранний уход, Валерий Шкарубо оставил значительное творческое наследие, обладающее огромной ценностью, напоминает Игорь Бархатков:

— Шкарубо еще при жизни занял серьезное место в нашей культуре, я уверен, что дети художника сберегут его наследие и не дадут пропасть. Для Беларуси его кончина — очень большая утрата, не так много у нас художников, которые настолько любят свою Родину, ведь он десятилетиями писал белорусскую природу... Жаль, что он так рано ушел, но работы его остаются, и имя Валерия Шкарубо навсегда вписано в историю искусства нашей страны.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter