
В декабре фотография нашей Тани попала в топ–100 лучших снимков журнала Vogue за год. Странная рыжая девушка с лицом цвета черного мрамора, придуманная ею вместе со стилистом Катей Герман, не затерялась среди 380 тысяч с лишним изображений, которые молодые фотографы всего мира выкладывают на специальной платформе, созданной для них итальянским Vogue. Летом Татьяну Кежа пригласили для рекламной съемки, которая была опубликована на страницах Vogue Italia. А в конце года ее работы демонстрировались на фотофестивале в Милане с участием влиятельных фешен–журналов и галерей. Гостями феста стали Паоло Реверси и другие иконы модной фотографии. Женских имен среди современных гуру фешен–съемки пока немного, процентов 10. Однако новое поколение свои камеры уже расчехлило.

Татьяна Кежа.
— Девушек среди фотографов сейчас заметно больше, — подтверждает Татьяна тезис насчет «эмансипации всего». — Выставка миланского фотофестиваля так и называлась — «Женский взгляд». Звучит довольно попсово, тем не менее там действительно были представлены только женщины–фотографы, не менее 60, причем многие уже с мировой известностью. Такая тенденция есть, и нет смысла ее отрицать.
Выставки модной фотографии последних месяцев и правда позволяют предположить, что этот «женский взгляд» надолго выведет из моды гламур и демонстративную сексуальность, заменив их на удобство и креатив. Модная фотография, не исключено, еще больше станет явлением искусства, провоцируя не столько желание покупать, сколько экспериментировать. А подиумы будут предлагать публике, где каждый сам себе дизайнер, не моду, а идеи. Собственно, так уже и происходит.
Никогда прежде мир не знал таких скоростей. Рассуждения о тенденциях сезона, когда даже погода не обещает стабильности, теряют актуальность. Пытаясь угодить новому «цифровому поколению» с его аппетитом к визуальным впечатлениям, современные дизайнеры создают до 18 коллекций в год, в буквальном смысле рискуя жизнью. «Джон Гальяно и его нервный срыв — еще один показательный пример: он был так занят в Dior, что ему некогда было даже самостоятельно закурить, ассистент подносил зажигалку к сигарете», — аргументирует свою точку зрения на необходимость перемен голландский эксперт.
— Сказать, что я работаю 24 часа в сутки, это, пожалуй, слишком драматично, — рассуждает сдержанная Татьяна. — Но какие–то процессы идут постоянно.

Обновлять свой аккаунт в инстаграм, который создала отдельно для творческих проектов, она старается ежедневно, лишаясь потенциально выгодных клиентов. В Минске Татьяна Кежа далеко не серая лошадка, а очень успешный коммерческий фотограф. Гламурная тема у нас все еще очень популярна, и поворот Татьяны в сторону современных идей поняли далеко не все.
— Но чтобы найти, приходится что–то терять, — улыбается фотограф. — Я видела эту тенденцию, хотела развиваться и теперь не сомневаюсь, что сделала правильный выбор. В какой–то момент все стало происходить само собой. Я работаю, работаю, а потом — хоп — мне присылают письмо с предложением поучаствовать в выставке... Сейчас все меняется: принцип потребления, принцип получения информации, моде все сложнее работать на опережение, хотя она пытается изо всех сил. И у нас есть дизайнеры, работающие по европейским схемам. В конце января, например, мы с Аленой Горецкой будем фотографировать ее коллекцию для будущей осени–зимы. Кстати, это уже совсем не гламур.

Сегодня кадры модных фотосессий, созданные 30, 40 лет назад, хранятся в музеях. Как документальная фиксация и концентрат множества событий, сформировавших узнаваемый образ времени. У завтрашнего дня будет совершенно новое лицо.
cultura@sb.by
Советская Белоруссия № 10 (25145). Вторник, 17 января 2017