Прощай, арт-девственность!

В эти дни я чувствую себя намагниченной.
В эти дни я чувствую себя намагниченной. Внутри меня живет ощущение ясности жизненных ориентиров. Я знаю, что с нами со всеми происходит и для чего все это нужно, и даже представляю себе, чем все это может закончиться. Каким образом я достигаю этого?

Художница Надежда КОРОТКИНА, чья выставка "Гормон счастья" открылась в галерее "Мастацтва", сделала меня "радиоприемником", а мое самосознание перевела на улавливание сверхсознательных колебаний. Я дребезжала!

- Надежда, давайте поговорим вот о чем. Недавно я смотрела по телевизору фильм "Одинокая женщина желает познакомиться" и думала об абсурдности этой ситуации, когда Она решается себя рекламировать через газетное или просто объявление на столбе. Интересно, что, когда я в детстве смотрела эту картину, были одни ощущения. Теперь, когда я долго не выхожу замуж, - другие, и совершенно третьи эмоции появились у меня в тот момент, когда я вспоминала фильм, глядя на одну из ваших серий - "Записки брачного агента".

- Да, социальной почвой к этой серии стали для меня брачные объявления в газетах. Они поразили меня неадекватностью, с которой женщины пытаются себя рекламировать. Что-то во всем этом от Феллини - то есть такая тоска и отчаяние... Мне кажется, это колоссальная проблема. Я слышала от одиноких женщин много историй на эту тему, некоторые были комичными, но приходилось слышать и драматические сюжеты, действие в которых буквально разворачивалось на грани жизни и смерти. В своих работах я, конечно, иронизирую по этому поводу, но это не скепсис и не сарказм, поверьте. Это прежде всего ирония и сопереживание.

Надежда Короткина до настоящего времени была известна в артистических кругах как искусствовед, дизайнер и автор ряда проектов и публикаций по проблемам современного искусства. Еще она - известная жена известного художника Романа Короткина, декана художественного факультета Академии искусств. Проект "Гормон счастья" - это первая персональная выставка мадам Короткиной. Она слишком долго смотрела, как искусством занимаются другие... Но теперь наконец решила-таки попрощаться со своей арт-девственностью и уйти в самостоятельное творчество. Говорит, что экстаз пережила непередаваемый...

- А ваш муж, художник Роман Короткин, как он отнесся к такому повороту событий?

- Он в полном восторге. Хотя он в искусстве делает совершенно другие вещи (такую темпераментную живопись с философским подтекстом), Роман, на удивление, не только понял то, что я делаю, но и прочувствовал. И поддерживал меня постоянно.

Мне нравится история Нади Короткиной о ее участии в конкурсе "Дизайн 21", который проводят ЮНЕСКО и японская корпорация "Фелиссима". Конкурс проходит ежегодно, меняются только его девизы. Надя участвовала под девизом "Китайский шик", когда в одежде требовалось отразить китайскую философию, пользуясь современными средствами, не впадая в этнографизм. Из тысячи эскизов со всего мира жюри выбрало 30, в том числе и эскиз платья Надежды. Она его сделала весьма концептуально, в духе минимализма с гексаграммой из китайской "Книги перемен", которая означает счастье, оптимизм и развитие. Теперь платье Надежды Короткиной находится в постоянной экспозиции Музея искусств в японском городе Кобэ. А выставку "Гормон счастья", о которой мы здесь разговариваем, Надежда, повторюсь, открыла в Минске на проспекте Скорины. В основу технического исполнения работ Короткиной положен коллаж, специальным способом воспроизведенный на ткани. А по сути это?..

- Это кич, Надя?

- Я люблю кич, как художественный прием он меня питает своей наивностью, избыточностью и непосредственностью. Это моя среда, моя территория абсолютной свободы. Кичем невозможно пресытиться, в нем открываются новые и новые способы отношения с миром. Вы ведь зарывали в детстве "секретики" из фольги и стеклышек в песок? Вот это ощущение из детства, когда сам с собой играешь в игру и в восторге от нее, мне и хотелось передать.

Надя называет свои работы декорациями. То есть украшениями к нашей жизни-театру, где люди актеры. Ее работы ультрасовременны. Она использует кич как источник, принципиально неисчерпаемый. Каждое ее произведение рассказывает обновленную женскую постсоветскую историю: тушь, помада, стразы, роды, папа Римский, брачные объявления и коты загадочного содержания.

- Можно ли это воспринимать серьезно, Надя?

- Не надо, не воспринимайте. А кто-то, напротив, мне сегодня сказал: "У, это слишком серьезно". Прекрасно, что у каждого свое ощущение проекта. Мне лично хотелось бы перестать делать вид, что я думаю и чувствую, как мужчина, чтобы выживать в мужском мире. Я хочу вернуть пол в искусство и быть в нем женщиной со своей картиной мира, со своей канвой смыслов и ассоциаций, где одно приплетается к другому... Думаю, что именно на стыке в моменты прикосновения открывается правда жизни. У нас так было принято: женское искусство - это аисты в васильках, девушки... А мужское - это что-то такое брутальное, выверенное. Это неправильный, однобокий, убогий и бескрылый миф. В своих работах я "оторвалась" по полной программе, у меня не было диктата галереи или заказчика. Я выставляю эти работы первый раз, дальше посмотрим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter