Переговоры в Астане по урегулированию ситуации в Сирии закончены

Прощание с иллюзиями арабской весны

Переговоры в Астане по урегулированию ситуации в Сирии закончены. Об их итогах уже объявлено в совместном заявлении России, Ирана и Турции. Москва, Тегеран и Анкара создали механизм контроля за прекращением огня в САР.


Но куда важнее невидимые, а вернее, не прописанные в заключительном коммюнике итоги. О них не говорили официальные лица, зато они нашли отражение в реакции мировой прессы.

Первая реакция отражает смешанные чувства, граничащие с геополитической завистью. Так, западная пресса выносит в заголовки мысль о том, что Москва объявляет о новом соотношении сил на Ближнем Востоке.

На чем базируется такое утверждение? На том, что Владимир Путин бросил клич и основные действующие лица гражданской войны без всякого сопротивления приняли приглашение российского Президента. Представители сирийских властей и повстанческих групп впервые встретились лицом к лицу. Без оружия...

Кстати. Вместо того чтобы радоваться этому — сколько в западных СМИ было пролито слез о страдающем сирийском народе, выражается некоторая обида. Почему, мол, сирийскую оппозицию так легко удалось убедить принять участие в обсуждении мира?.. Странную претензию выдвинул автор немецкой газеты «Вельт», который с сожалением заметил, что, цитирую, «экстремисты из «Исламского государства», а также из группировки «Аль–Каиды» «Джебхат Фаттах аль–Шам» вообще не были приглашены». А что, в Евросоюзе допускаются переговоры и договоры с террористическими группировками?

Что же касается договороспособных группировок, то с ними все ясно. Вывод таков: после поражения в Алеппо повстанцам больше ничего не остается. Они — проигравшие в новом распределении политических сил в регионе. Они больше не могут рассчитывать на своих старых близких союзников — Турцию, Саудовскую Аравию и Катар. Без такой поддержки остается лишь одна альтернатива: гибель либо переговоры. У повстанцев нет никаких шансов против России и иранских ополченцев.

Вторая реакция касается распределения сил в триумвирате победителей. На данный момент Россия и Турция вместе с Ираном имеют общие цели и желают закончить гражданскую войну в Сирии. А вот что касается дальнейшего политического сценария, то он в Астане не обсуждался. Неожиданностью для всех стал комментарий главы российской делегации Александра Лаврентьева. Он сообщил, что Москва ждет реакции сирийской оппозиции на проект Конституции Сирии, подготовленный российскими специалистами. При этом дипломат уточнил, что это было сделано исключительно по той причине, чтобы ускорить политический процесс, не вмешиваясь в сам ход рассмотрения и принятия этого основного закона страны...

Стоит дождаться более официальных и, главное, более содержательных комментариев по этому поводу, чтобы сирийская мозаика сложилась окончательно. Ведь понятно, что в новой сирийской Конституции должно быть прописано территориальное устройство страны, особенно важное для курдов, а значит, и для Турции. Национальный состав правительства, что интересует Иран. Для Москвы же главным является то, чтобы Россия из воюющей стороны превратилась в дипломатическую силу. Достигнуть договоренности об окончании самого неразрешимого конфликта XXI века было бы очень важным достижением для российского лидера в его дальнейшем диалоге с Западом.

И последнее. Символична оценка, которой поделился внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС в бундестаге Карл–Георг Велльман.

Отвечая на вопрос о том, как следует Евросоюзу реагировать на переговоры в Астане, в том числе на то, что президент Асад может остаться у власти, он сказал, что «такие переговоры надо было начинать раньше — до эскалации конфликта и не предаваться иллюзиям арабской весны с надеждами на демократические силы, способные построить там такие же демократии, как в Дании, Германии или Франции».

Конечно, это еще не заявление первых лиц (канцлер Меркель занята более важными для нее предвыборными делами), но смещение фокуса налицо. Представитель правящей немецкой партии практически признался в ошибках и иллюзиях «арабской весны», которые и привели к кровопролитной пятилетней войне в Сирии. Кроме того, он признал, что требуется реалистичный подход, учитывающий интересы региональных держав, и что европейцы больше не играют тут роль лидера. «Следует подождать и посмотреть, какой будет политика США, какие решения будут предлагать американцы», — выразил он, наверное, общее настроение еэсовских экспертов.

Что ж, действительно, осталось дождаться заявлений и предложений самого президента Трампа, на которого уповают и европейцы, да и Москва не прочь его включить в число гарантов сирийского мирного процесса. Важно только соблюдать тот принцип, на котором всегда настаивал и Минск: что мировая сила в правде, в честной и последовательной политике. А не в иллюзии переустройства мира силовыми методами.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 17 (25152). Четверг, 26 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter