Прощание с Ганутой

Про Залесье - расположенную в Сморгонском районе творческую обитель легендарного композитора - знают в Беларуси многие. Но лишь самые осведомленные из знатоков назовут Гануту. Увы, их немного - даже среди историков. Не так давно я слышал по радио выступление музейного работника, утверждавшего, что Ганута находится в Польше. А между тем местоположение ее на Вилейщине. От Залесья до Гануты - рукой подать. Стоит лишь добраться до деревни Ручица.
Про Залесье - расположенную в Сморгонском районе творческую обитель легендарного композитора - знают в Беларуси многие. Но лишь самые осведомленные из знатоков назовут Гануту. Увы, их немного - даже среди историков. Не так давно я слышал по радио выступление музейного работника, утверждавшего, что Ганута находится в Польше. А между тем местоположение ее на Вилейщине. От Залесья до Гануты - рукой подать. Стоит лишь добраться до деревни Ручица.

Каплицы у слияния трех рек

Ганута известна с 1501 года как собственность князей Гольшанских. Архивные документы гласят, что 7 августа 1557 года берестейский подкоморий Доминик Пац оформил договор о продаже "за 400 коп грошей имений Ганута и Докшицы Станиславу Садовскому, управляющему имениями Кривичи и Лоск". В 1723 году владельцем Гануты стал Казимир Котелл, позже передавший недвижимость своей дочери Розалии, жене Казимира Игнатия Огиньского.

В 1738 году усадьба перешла брату Казимира - Тадеушу Франтишку Огиньскому, человеку неординарному и энергичному. Именно он в 1755 году пригласил в Гануту знаменитого итальянского архитектора Абрахама Гену. Тот с помощниками Я.Кнакфусом и Т.Жабровским за 10 лет возвели на живописном месте замечательную усадебно-парковую композицию в стиле позднего барокко с использованием форм рококо. Дворец поражал великолепием большого зала и холла, декорированного балконом. За поместьем распростирался 30-гектарный парк в регулярном стиле, радовали глаз искусственный пруд и обилие высаживаемых по весне цветов. Вход в имение и на фамильное кладбище украшали две каплички, на одной из них я еще застал деревянную фигурку Матери Божьей. Каплички сохранились до настоящего времени, а вот скульптуру лет двадцать тому назад украли неизвестные лица.

После смерти Тадеуша в 1783 году Ганута перешла к его младшему сыну Франтишку, литовскому кухмистеру, а в 1814 году - племяннику последнего, Михалу Клеофасу Огиньскому, известному дипломату и композитору.

Марш повстанцев

К этому времени Михалу Клеофасу исполнилось 49 лет - он родился 25 сентября 1765 года неподалеку от Варшавы в имении родителей Гузово. Как и отец Анджей, был близок к польскому двору, общался с королем Станиславом Августом, встречался также с императрицей Екатериной II.

7 мая 1793 года Михал Клеофас Огиньский был официально назначен на должность великого литовского подскарбия. Летом того же года в Гродно проходил сейм Речи Посполитой, который должен был утвердить второй раздел Польши. Подскарбий до последнего не хотел ставить свою подпись под итоговым документом, но в конце концов вынужден был сделать это.

В 1794 году Огиньский принял активное участие в восстании под руководством Тадеуша Костюшко. На личные средства сформировал отряд из 480 стрелков, совершал диверсионные рейды на Минщину и Динабург, нынешний Даугавпилс. Для поддержания боевого духа солдат написал "Марш повстанцев 1794 года". После разгрома восстания с небольшим отрядом единомышленников прорвался в Варшаву, откуда эмигрировал вначале в Вену, где его ждала жена Изабелла, а затем в Венецию.

Семь лет Михал Клеофас провел в изгнании и только в начале XIX века возвратился на родину. Жена с детьми осталась в Польше - между супругами произошел разрыв отношений.

План реформ для царя-батюшки

Император Александр I лично принимает его, возвращая бывшие владения и обещая выплатить семейные долги из казны. В 1807 и 1809 годах царь поручает Михалу Клеофасу ответственные переговоры с Наполеоном, назначает сенатором и тайным советником. Воодушевленный Огиньский разрабатывает проект объединения 8 западных губерний в Великое герцогство Литовское. В докладной записке императору он обосновывает необходимость введения юридических норм ВКЛ 1588 года, отмены в течение 10 лет крепостной зависимости и прочие прогрессивные нововведения, которые так и остались в истории под названием "Огиньского план 1811 г.".

Михал второй раз женится - на итальянке Марии де Нери. Местом для жизни они выбирают Залесье. В фольварке есть картинная галерея, на праздники и балы приезжают знатные гости, часто звучат концерты. Полное культурной жизни Залесье современники называют "Северными Афинами". Ганута, до которой отсюда всего 10 километров вверх по Вилии, к месту, где сливаются вместе еще две речки Ганутка и Нарочанка, становится летней резиденцией супругов. Правда, вскоре имение приходится отдать кредиторам, и оно отходит к сестре композитора Юзефе.

Как и большинство белорусской шляхты, Огиньский не поддерживает Наполеона. Устав от политических страстей, он полностью посвящает себя семье и творчеству, создавая вальсы, полонезы, мазурки. Его бывший учитель музыки, также ставший композитором, Осип Козловский помогает своему талантливому ученику в издании написанных произведений.

Но как человек с тонкой душой и умом государственного мужа Огиньский остро реагирует на начавшиеся перемены на политическом небосклоне России. Он больно переживает аресты своих вольнодумных друзей. Летом 1822 года (по другим данным, в 1823 году) под предлогом поездки на лечение композитор навсегда покидает родину. Париж, затем Флоренция становятся его последним приютом. Во Флоренции автор легендарного полонеза и умер 15 октября 1833 года.

"Летусь-тюрьма" и история любви Осипа и Елизаветы

А что сталось с Ганутой? Имение на целый век пережило своего знаменитого владельца. Сын сестры Огиньского Юзефы - Ян породнился с Ржеускими, при них усадьба реконструировалась. Рядом с дворцом на другом берегу водоема была построена Успенская церковь, которую освятили в 1881 году. Она действует и ныне. Чуть позже, в 1891 году, здесь открыли церковноприходскую женскую школу для 70 девочек. Были также открыты школа грамотности и двухклассное народное училище. В 1912 - 1913 годах в нем учительствовал Р.Ширма, будущий создатель Государственной академической хоровой капеллы. А совсем недавно удалось раскопать факт, что в 1887 году после окончания Молодечненской учительской семинарии сюда был направлен Осип Сухий (так изначально звучала фамилия), отец будущего авиаконструктора Павла Сухого. Здесь он и повстречал красавицу Елизавету Гисич, ставшую его женой.

Собирая по крупицам историю Гануты (кстати, топоним этот балтского происхождения и означает "стеречь, пасти" - по мнению историков, здесь пролегала граница между балтскими племенами и Полоцким княжеством), в "Археологической карте Виленской губернии", изданной Ф.Покровским в 1893 году в Вильно, я нашел любопытную запись: "Здесь существовал замок, под которым находилось семь склепов". По преданиям, отсюда подземный ход вел во дворец. Во дворе замка стояло двухэтажное сооружение с подземельем, носящим название "Летусь-тюрьма". Выходит, не все владельцы Гануты были тонкими ценителями прекрасного.

В Первую мировую войну Ганута на неделю очутилась в руках немцев, а затем надолго оставалась в прифронтовой полосе русской армии. Дворец был частично разрушен, парк и сад уничтожены. В 30-х годах новые владельцы пытались возродить пострадавшую усадьбу. Но наступили новые времена: в 1939 году в имении был создан колхоз "17 Сентября" - один из первых в Вилейском районе. В годы Великой отечественной Ганута была взорвана - лишь каплички напоминают о месте, где, возможно, Михал Клеофас и написал свой знаменитый полонез "Прощание с Родиной". Муза прихотлива, и сегодня вряд ли кто точно скажет, где именно пришли в голову покидающему родной край композитору ноты пронзительной мелодии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter