Просчет со счетчиком

Почему жильцам старых домов приходится платить за воду, которой они даже не могут воспользоваться?

“Да мы столько воды в жизни не используем!”


Корреспондентов “НГ” жильцы “трудного” дома встретили у подъезда шумной дискуссией: соседи — сплошь пенсионеры, каждая копейка на счету, а тут такая несправедливость. Из 36 квартир хозяева лишь нескольких наотрез отказались ставить водомеры, заранее просчитав невыгодность мероприятия. Остальные очень уж хотели экономить и воду, и деньги — и понадеялись на скорое решение проблемы. В результате у всех на счетчиках нереальные цифры расхода горячей воды, а в жировках — неподъемные для пенсионеров суммы.
— Счетчики мы установили в середине декабря, — продемонстрировал прибор, врезанный прямо в трубу на самом видном месте в ванной, Станислав Цалко. — “Синий” сейчас показывает 33 кубометра воды, а “красный” — уже 66! Так ведь приходится платить еще и за подогрев этой воды, которую мы попросту сливаем. Счетчик-то все равно считает ее как горячую. У нас в жировках огромные начисления!
Для сравнения мы взяли две платежки за коммунальные услуги: за ноябрь прошлого года, когда начисления производились еще по нормативам, и за март, когда в квартире уже стояли приборы учета. В ноябрьской жировке за подогрев воды (7,8 “куба”) двум пенсионерам начислили 16 тысяч рублей. В марте счетчик накрутил уже 14 кубометров горячей воды, подогрев которой обошелся в 37 тысяч рублей. Если учесть, что в среднем человек в месяц расходует 2—3 “куба” горячей воды, то “расточительность” экономных пенсионеров должна как минимум насторожить.
Она и насторожила жильцов дома, которые стали искать выход из тупиковой ситуации. В середине марта обследовать дом пришли специалисты из ЖЭСа и ЖРЭО. После экспериментов с водой коммунальникам пришлось признать, что “при сливе горячей воды в течение 2 минут 50 секунд температура достигла +50 градусов”. Получается, чтобы получить положенный минимальный стандарт, людям приходится ждать его в течение почти трех минут. Каждый раз, когда нужно помыть посуду или принять душ. И еще за это платить?
— Горячее водоснабжение жилого дома осуществляется по тупиковой схеме, отсутствует циркуляция горячей воды, — объяснили положение дел в администрации Партизанского района, на территории которого находится дом наших читателей. — Именно по этой причине необходимо некоторое время сливать воду, поскольку при малом водозаборе потребителями происходит остывание воды в трубопроводе.


“И какой смысл в такой скидке?”


Кстати, это проблема не одного дома. Только в столице жилых зданий с подобной системой подачи воды свыше сотни. По всей стране — еще больше. И везде жильцам, как и обратившимся к нам читателям, приходится терпеть неудобства с постоянным сливанием воды и платить за ее перерасход. Масштаб проблемы подтверждает хотя бы тот факт, что в законодательстве даже прописана схема расчетов за воду на такой случай. Коммунальники предлагают жильцам один выход — воспользоваться предусмотренной льготой. С середины декабря прошлого года действует постановление правительства, согласно которому в домах, где отсутствуют “инженерные системы рециркуляции горячей воды”, плата за подогрев воды, услуги централизованного водоснабжения и канализации осуществляется с 10-процентной скидкой. Но есть одно “но”: скидка предоставляется не на всю вылитую из крана воду, а лишь на объем в пределах норм потребления, которые устанавливают местные исполнительные и распорядительные органы. В столице этот норматив сейчас составляет на человека по 130 литров холодной и горячей воды в сутки (это примерно по 4 кубометра в месяц). Выходит, только этот объем воды жильцы могут оплатить с 10-процентной льготой, за оставшиеся “кубы” (а их набирается еще около 10 по горячей воде!) все равно приходится рассчитываться по полному тарифу.
— И какой смысл в такой скидке? — возмущается 85-летний житель дома на улице Стахановской Владимир Дорогуш. — Ведь сливать приходится гораздо больше воды. Но не по своей же прихоти я это делаю! Я уже вообще перестал пользоваться горячей водой. Нет у меня лишних денег, чтобы выбрасывать на ветер. Только раз в неделю устраиваю себе банный день, а так пользуюсь холодным краном. Не понимаю, почему я должен платить из своего кошелька за чью-то недоработку?!
78-летняя соседка Владимира Ильича Ольга Жарская посетовала и на то, что кроме проблем с “доступностью” горячей воды отсутствие циркуляции плохо сказывается на жилищных условиях в целом:
— У нас змеевики в ванной холодные и зимой, и летом, — вздыхает пенсионерка. — Из-за этого в санузле постоянно влажно и холодно. Есть только один способ решить нашу проблему — полностью отремонтировать систему подачи воды, но мы этого добиваемся уже восемь лет.

Придется ждать капремонта?


Обращаться в ЖЭС, ЖРЭО и администрацию своего района жильцы дома начали еще в 2001 году. Специалисты проводили обследования, подтверждали неудовлетворительное состояние труб и обещали привести водо-снабжение в норму во время капремонта. Сначала его запланировали на 2002 год, потом перенесли на более поздний срок, потом еще немного отодвинули... Последнее обещание заняться капремонтом более чем полувекового здания жильцы дома получили в середине марта этого года (восемь лет спустя после первого ответа!). В администрации Партизанского района столицы официально сообщили, что “проведение капитального ремонта жилого дома 33 на ул.Стахановской запланировано на 2012 год”.
Специалисты попытались объяснить жильцам инженерные “тонкости” проблемы: мол, чтобы исправить ситуацию с водой в доме, нужно проложить трубо-проводы циркуляционных линий. А это делается только при капремонте. Однако сливать воду еще три года в ожидании очередного запланированного капремонта у людей сил больше нет, что вполне объяснимо. Чиновники решили пойти навстречу. “Для нормализации горячего водоснабжения в доме в настоящее время разработана и находится на экспертизе проектная документация на выполнение работ по устройству линии циркуляции горячей воды, — пообещал жильцам до капремонта разрешить проблему гендиректор Минского городского жилищного хозяйства Владимир Реентович. — Работы планируется выполнить в 2009 году”. Перед подписанием номера в печать мы перезвонили в организацию, чтобы убедиться в актуальности последнего обещания. Там подтвердили, что до конца этого года в истории будет поставлена точка. Хочется верить, что аналогичное решение найдется и для других старых домов, где жильцы стали заложниками технических обстоятельств. Тогда и кампания по установке счетчиков пойдет впрок. Для всех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter